Президент Российской академии наук Александр Сергеев и вице-президент РАН Юрий Балега провели брифинг, посвященный итогам рабочей поездки в Узбекистан.

Руководители Российской академии наук рассказали о недавнем визите в Узбекистан, главной целью которого стал проект строительства большого радиотелескопа "Суффа" и актуализация этого проекта. Строительство радиотелескопа диаметром 70 метров началось еще в 1985 году. Он должен был стать уникальным исследовательским инструментом, так как обладал возможностью принимать сигналы, идущие из космоса в коротковолновом диапазоне.

В 1991 году это строительство прекратилось из-за распада Советского Союза. Строительство было приостановлено, но часть радиотелескопа к этому времени уже была создана. Постройка оказалась на территории самостоятельного государства, которое не могло вложить в строительство телескопа необходимые средства. Затем еще долгое время власти Узбекистана не стремились развивать отношения с Российской Федерацией — особенно в научной сфере. Но с приходом нового президента сотрудничество начало возобновляться.

Сегодня руководители государств приняли соглашение о продолжении совместного строительства радиотелескопа на плато Суффа, расположенном на границе с Таджикистаном. Подобные "Суффе" радиотелескопы уже построены в Испании, Чили и Италии — поэтому, по мнению Александра Сергеева, просто необходимо создавать более мощный аналог в нашей стране. Кроме того, после завершения строительства "Суффы" потребуется создать международную сеть радиотелескопов — подобную уже существующей международной сети оптических телескопов.

Радиотелескопы миллиметрового диапазона, как отметил Юрий Балега, позволяют видеть в космосе холодные объекты — ядра галактик, окруженные газом и пылью, рождение звезд, далекое и довольно холодное прошлое Вселенной. Так как миллиметровые волны не проходят сквозь атмосферу из-за воды, которая их поглощает, радиотелескопу миллиметрового диапазона необходима достаточно сухая территория. Плато Суффа в Узбекистане отвечает всем необходимым требованиям.

Создание "Суффы" также поддержит уже развивающуюся программу "Миллиметрон", в рамках которой планировалось запустить к 2020 году космический телескоп с раскрывающейся антенной. Как отметил Александр Сергеев, создание "Суффы" и "Миллиметрона" позволит России получить уникальную "пару" телескопов, не имеющую аналогов во всем мире.

Радиотелескоп "Суффа" будет обладать очень высокой чувствительностью. Для этого планируется оборудовать  "Суффу" охлажденными приемниками, которое позволят обеспечить телескоп максимальной чувствительностью.