16 ноября 2021 в Интеллектуальном центре Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся Российско-узбекский образовательный форум. Он проходит второй раз и организован при поддержке Российского Союза ректоров.

Форум прошел в преддверии государственного визита президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева в Россию. На форуме присутствовали министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов, министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Абдукодир ХамидовичТошкулов, а также более 100 ректоров и представителей российских и узбекских вузов.

Модераторами форума были президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАН Виктор Антонович Садовничий и ректор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Ином Уришевич Маджидов.

В ходе форума обсудили научное, кадровое сотрудничество двух стран, вопросы распространения русского языка в Узбекистане, поделились опытом образовательных систем всех уровней.

Начальник Управления президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Игорь Венидиктович Маслов зачитал приветствие президента Российской Федерации В.В. Путина. Российская сторона надеется на плодотворное сотрудничество, развитие двусторонних отношений и дальнейшую совместную работу по расширению сети филиалов российских вузов в Узбекистане и увеличению количества узбекских студентов в России.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в Российской Федерации Ботиржон Закирович Асадов огласил приветствие президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева. Узбекская сторона отметила взаимный интерес и наращивание сотрудничества, востребованность форума для открытого и плодотворного диалога. За период с прошлого форума в Узбекистане появилось 14 новых филиалов ведущих вузов России. Между вузами расширяются партнерские отношения в научных исследованиях, планируется подписать более 30 соглашений.

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов рассказал о разработке учебно-методических комплексов по русскому языку для 2-11 классов. В сентябре этого года учебники поступили уже в 20 школ.

В рамках проекта «Класс» российская сторона отправляет в Узбекистан свои кадры, чтобы обучать детей русскому языку. По словам Кравцова, учителя дают положительный отклик о работе в Республике Узбекистан. Министр просвещения отметил, что русским школьникам тоже интересно изучение узбекского языка.

Сергей Сергеевич уделил внимание и дошкольному образованию, которое считает важной частью системы. Планируется сотрудничество по гуманитарному проекту «Малыш», направленному на улучшение этой ступени образования. Необходима подготовка воспитателей, преподавателей и директоров детских садов.

Сотрудничество идет и на уровне высших учебных учреждений. Благодаря совместным усилиям в Ташкенте был открыт филиал Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, куда поступило более 400 абитуриентов. Следующий этап – развитие науки.

«У нас много общего. И такой обмен тоже на пользу развитию нашего российского образования», - подчеркнул Кравцов.

Министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Абдукодир Хамидович  Тошкулов осветил сотрудничество в сфере высшего образования. По итогам работы за 2019-2021 гг. было открыто 12 филиалов российских вузов. А со стороны России за последние 3 года увеличено количество грантовых мест на обучение в российских университетах.

Ведется подготовка кадров, развивается работа по инженерно-техническим, медицинским, гуманитарным направлениям. Образовательный процесс реализуется с применением цифровых технологий.

«Эпоха глобализации требует от нас качественно новых подходов в выстраивании систем высшего образования в XXI веке. Речь идет о необходимом пересмотре как содержания, так и форм образования. В противном случае мы не сможем стать активными игроками глобального образовательного процесса», - заключил Тошкулов.

Президент Российского Союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАН Виктор Антонович Садовничий сообщил, что в ходе первого форума удалось определить основные векторы сотрудничества, которые прорабатываются в течение трех лет. Например, сегодня подписано 115 соглашений и реализуется 63 дорожных карты. Проводятся мероприятия по поддержке талантливой молодежи, в сфере науки, культуры, сохранения исторического наследия. У студентов есть возможность получать два диплома, проводить совместные научные проекты и программы. Еще девять российских вузов планируют открытие филиалов. Три из них на финальной стадии подписания соглашений и уже скоро примут узбекских студентов.

Несмотря на пандемию, университеты находят возможности деятельности. Современные технологии позволяют дистанционно реализовывать образовательные программы, организовывать совместные семинары, лекции.

Обширен перечень направлений для организации научных проектов: экология Приаралья, ядерные технологии, строительная наука, медицина, сельское хозяйство и агротехнологии, химия, развитие информационных и коммуникационных технологий, программирование и искусственный интеллект

Виктор Антонович подчеркнул необходимость проведения культурных мероприятий среди студентов: «Ни один народ, ни одно государство не может представить себя без культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных ценностей». Ректор МГУ считает, что народы не могут развиваться без культуры, а уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов позволяет раскрыть духовные способности людей.

По мнению Садовничего, одним из механизмов развития межуниверситетских коопераций могло бы стать создание ассоциации университетов России и Узбекистана. Появление этого общественного органа поможет улучшить работу в области образования.

Ректор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Ином Уришевич Маджидов считает важным расширение спектра студенческих мероприятий, проведение фестивалей национальных культур, предметных олимпиад, межвузовских конкурсов молодых ученых. По его словам, активное и продуктивное взаимодействие двух стран сформировалось благодаря общей базе советского образования. Это способствует тесному сотрудничеству, возможности реализовывать прогрессивные, нестандартные программы.

Анатолий Васильевич Торкунов, ректор Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России, рассказал о высокой конкурентной среде, которая мотивирует российские филиалы работать с полной отдачей. Для студентов создаются условия, позволяющие получать знания в разных городах. Для узбекских учащихся организуется посещение соседних регионов России, чтобы познакомить их с местной культурой.

Усман Улфатович Шарифходжаев, первый заместитель министра народного образования Республики Узбекистан, сказал о налаживании подготовки школьников к предметным олимпиадам, которое ведется в последние годы. В этом активно помогают российские представители факультетов химии и биологии.

Вице-президент Российского Союза ректоров, ректор Южно-Уральского государственного университета Александр Леонидович Шестаков рассказал об увеличении поддержки инженерного образования, которое выводит ЮУрФУ на международный уровень. Университет создает онлайн-курсы, развивается в сфере разработки и производства учебной техники, научных лабораторий, активно взаимодействует с Узбекистаном.

Ректор Ташкентского государственного транспортного университета Одил Каландарович Абдурахманов уделил внимание программам сохранения культурного и исторического наследия, которые сближают Россию и Узбекистан. Отметил, что узбекской стороне хотелось бы видеть российских партнеров в качестве основных в развитии системы высшего и среднего образования.

Сергей Валентинович Тарасов, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, выступил с докладом о дошкольном образовании. Сообщил, что сотрудничество отличается широким диапазоном направлений и деятельности. В филиале университета осуществляется подготовка по 5 направлениям 8 образовательных программ бакалавриата.

Пленарное заседание завершилось церемонией подписания двусторонних документов.

Автор текста и фото: Ольга Скибина/ "Научная Россия".