15 сентября в НИТУ «МИСиС» состоялась международная конференция "Российско-германский диалог в образовании и науке" в рамках Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018–2020 гг., проходящего под патронатом министра иностранных дел России и федерального министра иностранных дел Германии и при поддержке министерства науки и высшего образования России. Среди главных организаций: Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Германская служба академических обменов (DAAD), Германский дом науки и инноваций (DWIH) в Москве и другие.
Конференция посвящена перспективам научно-образовательного сотрудничества России и Германии. В ходе первой панельной сессии «Научные партнёры в диалоге: перспективы российско-германского сотрудничества» ведущие эксперты из России и Германии в области науки и высшего образования обсудили, какие форматы и инструменты будут способствовать поддержке и дальнейшему развитию российско-германского сотрудничества в сфере образования и науки; каковы приоритеты будущего международного сотрудничества в науке.
Среди спикеров с российской стороны: Юрий Балега — вице-президент Российской академии наук, Григорий Трубников — академик РАН, спецпредставитель Минобрнауки России по вопросам научной, научно-технической и научно-образовательной политики, Сергей Салихов — и.о.ректора Национального исследовательского технологического университета "МИСиС".
Германскую сторону представили Джойбрато Мукерджи — президент Германской службы академических обменов, Биргитта Вольф — вице-президент Постоянно конференции ректоров немецких вузов, Гельмут Дош — вице-президент Объединения имени Гельмгольца, глава Немецкого электронного синхротрона в Гамбурге.
Участники дискуссии отметили, что пандемия, разумеется, повлияла на формат общения между германскими и российскими учеными. Но спикеры согласились, что коронакризис научил гибкости и стойкости.
Гельмут Дош, вице-президент Объединения имени Гельмгольца, глава Немецкого электронного синхротрона в Гамбурге: "С практической точки зрения пандемия, конечно, привнесла некоторые ограничения. Но я бы хотел отметить, что коронавирус и научил нас главному — общество должно слушать голос науки. Только так можно спасти жизни людей. Пандемия укрепила связи между представителями международного научного сообщества, чтобы мы вместе продолжили наш общий путь".
Кристиан Томпсон, президент Технического университета в Берлине подчеркнул, что условия пандемии позволяют пересмотреть форматы сотрудничества в сторону развития цифровых технологий: "Возможно, нам стоит создать социальное программное обеспечение. Это должен быть цифровой инструмент, который позволит нам общаться, принимать виртуальное участие в экспериментах. Научное сотрудничество продолжится, я уверен. И мы можем проводить эксперименты без частых встреч". Также господин Томпсон считает, что необходимо расширить сотрудничество в области научной дипломатии.
Об истории российско-германского сотрудничества и уроках пандемии рассказал вице-президент РАН Юрий Балега: "Пандемия преподала главный урок — необходимо пересмотреть роль науки и образования для всего человечества. Сейчас необходимо объединить усилия, чтобы вместе бороться с этой общемировой проблемой". Также Юрий Юрьевич упомянул, что в современном мире необходимо обращать внимание не только на естественные науки, но и на гуманитарные. "Именно наука должна играть важную роль в улучшении человеческих взаимоотношений, в том числе на высоком уровне".
Значимость создания иных форм организации науки подчеркнул Григорий Трубников, академик РАН, спецпредставитель Минобрнауки России по вопросам научной, научно-технической и научно-образовательной политики. "Наше сотрудничество стоит на прочных рельсах. Россия и Германия не просто гордятся сотрудничеством прошлых лет, но всё время говорят о будущем. Пандемия стала для всех нас определенным вызовом. Мы уже всерьез обсуждаем различным форматы дистанционного режима. Крупная исследовательская инфраструктура должна предоставлять более привлекательные условия, в том числе удаленный доступ". Академик Трубников отметил, что необходимо упрощать процедуры научного обмена между странами. То есть сделать так, чтобы ученые, особенно молодые, могли безбарьерно приезжать друг к другу.
Спикеры, конечно, не обошли стороной вопрос политической напряженности между двумя странами, но сошлись во мнении, что наука строит крепкие мосты. Ученые не должны забывать о значимости научной дипломатии, особенно в во времена кризисных ситуаций.