Российские ученые из РУДН и Института биомедицинской химии РАН суммировали новые научные данные, чтобы пересмотреть роль липопротеинов высокой плотности в организме человека.

«Исторически считалось, что высокий уровень липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) связан с низким уровнем холестерина в крови, что и защищает от заболеваний сердца и сосудов. Однако терапия, основанная на поднятии уровня ЛПВП, оказалась неэффективной. Новые данные показали, что важную роль играет именно состав и структура липопротеинов высокой плотности, так как дисфункциональные молекулы не могут выполнять свою работу. Пришло время отказаться от устаревших традиционных взглядов и принять новую концепцию ЛПВП», — рассказывает Ольга Алексеева, сотрудница Института биохимической технологии и нанотехнологии РУДН.

Биохимики отметили, что присутствие многих белков в составе ЛПВП может быть временным и связано с физиологическими процессами в организме. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что ЛПВП представляют собой динамические многофункциональные структуры, служащие интегральной платформой, опосредующей несколько физиологических функций. ЛПВП проявляют важные функции во многих аспектах иммунитета, могут регулировать воспалительные процессы, сужение и расширение сосудов и тромбообразование, проявляют антиоксидантные свойства.

Недавние данные о роли ЛПВП в транспорте микроРНК указывают на важную роль ЛПВП во внутриклеточных взаимодействиях: они могут быть использованы для безопасной доставки генотерапевтических веществ в клетки для тонкой манипуляции генетическими нарушениями при атеросклерозе и других заболеваниях. Эти особенности делают ЛПВП перспективными медицинскими молекулами, которые могут доставлять лекарственные соединения в точное место в организме. Кроме того, некоторые из них и сами могут обладать лекарственными свойствами, уверены биохимики.

«Липопротеины высокой плотности — это сложные природные наночастицы, которые могут перестраиваться во время взаимодействия с клетками и соединениями. Даже присутствие некоторых белков в их составе может быть не постоянным, а необходимым для определенного процесса в организме. Данные, которые накоплены по этой теме, открывают возможности для более глубокого понимания патогенеза различных заболеваний, межклеточных взаимодействий и иммунного ответа. На основе этих природных наночастиц можно создать новый класс биомиметических препаратов, которые будут защищать от этих патологий или бороться с ними», — уверена Алексеева.

Исследование: https://www.mdpi.com/1422-0067/21/22/8737/htm