Более десятилетия астрономы спорили о том, почему наше небо так ярко светится в рентгеновском диапазоне. Одни полагали источником солнечный ветер, другие объясняли это явление наличием огромного, растянувшегося на сотни световых лет, пузыря раскаленного газа. Результаты исследования, проведенного в университете Майами, опубликовал журнал Nature, и оно, кажется, ставит точку на этом споре. Выяснилось, что пузырь действительно существует, окружая Солнечную систему и множество других звезд.

Свечение возникает благодаря низкоэнергетическому рентгеновскому излучению. Однако такое излучение легко поглощается межзвездными облаками, поэтому астрономы предположили, что существует местный источник (в пределах сотни световых лет от Солнца). Более того, в пределах 300 световых лет от Солнца наблюдается недостаток холодного абсорбирующего газа. Поэтому возникла теория так называемого Местного пузыря.

Местный пузырь — область разряженного горячего газа в межзвездной среде внутри рукава Ориона в нашей Галактике, наследство взрыва суперновой несколько сотен тысяч или миллионов лет назад. Этот газ - нейтральный водород с плотностью примерно 1/10 от средней плотности межзвёздной среды, которая, в свою очередь, составляет 0,5 атома в кубическом сантиметре. Горячий разреженный газ излучает в рентгеновском диапазоне.

Но было замечено аналогичное излучение от кометы, проходившей через солнечный ветер, рассказал изданию Sky&Telescope  Робин Шелтон (Robin Shelton) из университета Джорджии (США). После этого возник вопрос, не может ли фоновое рентгеновское излучение идти от ионизированных частиц в солнечном ветре, который взаимодействует с другими типами вещества нашей солнечной системы.

Когда заряженные ионы, идущие от Солнца, сталкиваются с атомами водорода и гелия в межпланетном пространстве, они могут обменяться электронами, при этом излучая в рентгеновском диапазоне. И тогда необходимость в Местном пузыре для объяснения фонового свечения в небе отпадает.

Массимилиано Галеацци (Massimiliano Galeazzi) из университета Майами (США) со своими коллегами исследовал рентгеновское излучение от солнечного ветра. Они изучили проходящий через Местное Межзвездное Облако поток атомов гелия, фокусирующийся солнечной гравитацией в конус (через этот конус Земля проходит каждый год в конце ноября). Астрофизики проанализировали 2012 снимков, сделанных зондом DXL (Diffuse X-rays from the Local galaxy) и сравнили их с данными, полученными в 1990-х годах на спутнике ROSAT.

Они обнаружили, что рентгеновское излучение от солнечного ветра может отвечать только примерно за 40% фонового излучения. В принципе, это ожидаемо, комментирует Брэд Уоргелин (Brad Wargelin) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (США), поскольку к тому моменту уже сложился консенсус - не всеми, впрочем, разделяемый - относительно того, что солнечный ветер отвечает примерно за половину фонового излучения. Новые данные группы Галеацци, таким образом, подтверждают существование Местного пузыря, хотя и предполагают, что его плотность несколько меньше, чем ранее оценивалось, объясняет Джон Реймонд (John Raymond) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра.

Источник иллюстрации: Wikimedia Commons