Единый государственный экзамен мог бы быть дополнением к системе школьной подготовки. Но пока его основной проблемой остается то, что ЕГЭ противоречит фундаментальности образования. Это отметил ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов член-корреспондент РАН Александр Запесоцкий на конференции в СПбГУП. 7 декабря в университете прошла Академическая научная конференция Российской академии образования «Воспитание – величайший вопрос человеческого духа». Среди других вопросов участники обсудили проблемы связанные с ЕГЭ.

Александр Запесоцкий отметил, что фундаментальность образования ― это формирование картины мира по итогам прохождения школьной программы. В результате предметы складываются в единую картину. По мнению ректора СПбГУП, при подготовке к ЕГЭ школьники концентрируются на определенных предметах, высшие баллы ЕГЭ по которым гарантируют им поступление в вуз, и упускают другие знания. В такой ситуации учить студентов в университете становится сложно.

«Когда разные предметы складываются в единую картину, ученик понимает, как устроен мир природы, что такое человек, что такое общество. <…> На уровне имеющейся картины мира в университете студент начинает глубже изучать философию, литературу, язык, историю и т.д. <…> На разных этапах было очень много споров с педагогами и теоретиками педагогики о главной задаче школы. У меня есть друг, член-корреспондент РАО О.Е. Лебедев. Он говорил, что самая главная задача школы ― научить ребенка отличать добро от зла. Конечно, такая задача есть и она очень важная. Без этого не может быть университетского человека. И без картины мира не может быть университетского человека», ― сказал Александр Запесоцкий.

Академик Российской академии образования Николай Гарбовский отметил, что не всегда высокий уровень ЕГЭ по иностранному языку соответствует реальным компетенциям поступающих.  Он отметил, что в Московском университете есть дополнительный вступительный экзамен по иностранному языку. Результаты ЕГЭ и дополнительного испытания часто не совпадают. 

«Это вызывает вопрос, является ли действительно ЕГЭ критерием оценки знаний по одной конкретной дисциплине иностранный язык, к которой дети готовятся специально, к которой дети, возможно, готовятся с репетиторами, тратят на это большую часть времени в течение последнего года своего обучения. И те результаты, которые есть ― сомнительные», ― сказал  Николай Гарбовский.

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук