А ключевые «ингредиенты», которые придают драгоценным камням голубой оттенок, попадают в мантию из земной коры вследствие движения тектонических плит, как считают ученые из Геммологического института Америки. Их работа появилась в журнале Nature

Голубые алмазы, одни из редчайших драгоценных камней на Земле, рождаются на большой глубине – в литосферной мантии. При этом голубой оттенок придает им бор, который распространен в земной коре, но не в мантии. Изучив крошечные «зерна» минералов, заключенные в бриллианты, ученые выяснили, как бор мог оказаться глубоко под землей: подводные океанические плиты «уносят» вещество глубоко под землю.

«Зерна» – это остатки минералов из породы, в которых алмаз кристаллизуется и которые могут рассказать ученым об условиях, при которых образуется драгоценный камень. В течение двух лет ученые проводили анализ этих минеральных вкраплений в 46-ти голубых алмазах. Результат указал на то, что они кристаллизуются в породах, которые существуют только в экстремальных условиях давления и температуры нижней мантии Земли.

Исследовательская группа определила, что голубые алмазы образуются на той же глубине, где находится переходная зона между верхней и нижней мантией – примерно на уровне 410-660 километров ниже поверхности земли. Несколько образцов даже происходят из глубины более 660 километров, что означает, что они образовались в нижней мантии. Напротив, большинство других драгоценных камней родились на глубине от 150 до 200 километров.

Итак, как же тогда бор спустился ниже, если он распространен преимущественно в земной коре? Согласно гипотезе ученых из Геммологического института Америки (Gemological Institute of America), он был перенесен в мантию Земли, когда одна литосферная плита океанической коры скользнула под другую. Этот процесс движения плит известен как субдукция. Бор растворяется в морской воде, которая циркулирует на дне океана и реагирует с определенными минералами – и в результате образуется богатый водой минерал – серпентин. Во время тектонического столкновения океаническая плита, несущая серпентин, может опускаться ниже другой плиты. Так она несет минерал – а заодно и бор – глубоко в мантию.

Поскольку голубые бриллианты в исследовании содержат включения, они были менее дорогими, чем безупречные голубые бриллианты без примесей, такие как знаменитый Алмаз Хоупа (Hope Diamond). Но их роль в этом научном исследовании может повысить их ценность.

[Фото: EurekAlert]