Ученые из Бристольского университета (Великобритания), совместно с палеохудожником Бобом Николлсом (Bob Nicholls) сумели реконструировать окраску давно вымершего пситтакозавтра (Psittacosaurus). На основании реконструкции ученые сделали вывод о том, в какой экосистеме скорее всего жил этот древний динозавр. Статья об этом опубликована в журнале Current Biology.

Найденные в Китае ископаемые останки пситтакозавра сохранились достаточно хорошо, чтобы ученые смогли разглядеть в покрывавших тело древнего ящера перьях крошечные пузырьки. Сначала думали, что это следы бактерий, но доктор Джейкоб Винтер (Jakob Vinther), ведущий автор исследования, сумел показать, что это меланосомы — органеллы клеток, отвечающие за их окраску. В них даже нашли следы пигмента меланина, который обеспечивает окраску тела и у современных животных.

Анализ расположения меланосом показал, что у пситтакозавтра было светлое брюхо и темная спина, покрытая разводами. Такая окраска сегодня свойственна лесным зверям: она скрадывает тени деревьев, ложащиеся сверху на тело, и таким образом делает животное гораздо хуже видимым для хищников. Напрашивается вывод, что и пситтакозавр жил в лесу.

Благодаря Бобу Николлсу была составлена виртуальная 3D-модель тела динозавра в натуральную величину. Эту модель — опять же виртуально — ученые отправили «погулять» по лесу и пронаблюдали, как она работает. Результат оказался впечатляющим.

«Мы были поражены, увидев, насколько хорошо такая окраска работает как камуфляж тела этого маленького динозавра», — признался Винтер.

Команда палеонтологов из Бристоля собирается продолжать свои исследования окраски динозавров, чтобы посмотреть на другие типы существовавшего у них камуфляжа и выяснить, как они влияли на эволюцию.

Напомним, что в прошлом году Винтер с коллегами представили сенсационную методику, позволяющую реконструировать окраску динозавров подробно, со всеми цветами, и степенью их насыщенности. Впрочем, эта методика пока несовершенна и вызывает критику со стороны других ученых мужей.