Дженнифер Суор (Jennifer Suor) и ее коллеги из Рочестерского университета и Университета Миннесоты исследовали связь экологических условий ранних лет жизни, темперамента ребенка и последующих способностей к постановке и решению проблем. Выяснилось, что в будущем их возможности по этой части могут быть ограничены, при условии, если окружающая среда добавляет тяжести существованию, а ребенок склонен к агрессивности. Свои результаты ученые опубликовали в статье в Journal of Child Psychology and Psychiatry.
Дети с более высокими уровнями агрессивности и «напористости», проявляющихся в возрасте двух лет, в сочетании с трудными условиями жизни из-за состояния окружающей среды, к четырем годам проявляют повышенный уровень агрессивности, смелости и расширенные навыки решения проблем с целью получения вознаграждения. С другой стороны, эти дети демонстрировали не столь хорошие — по сравнению с другими детьми — результаты решения стандартизированного теста решения визуальных задач с низкой мотивационной значимостью, причем в этом случае степень суровости условий существования в совсем раннем возрасте значения не имела.
«Результаты нашего исследования подтверждают новые представления о том, что ранний опыт в области окружающей среды в сочетании с характеристиками темперамента формируют когнитивную функцию детей в отношении того, что наиболее важно в их среде, — сказала Дженнифер Суор, ведущий автор исследования. — Кроме того, наши выводы показывают, как эволюционные подходы к развитию ребенка могут дать важное понимание функционального значения адаптации в процессе познания, а кроме того, подчеркнуть, как стандартизированные когнитивные тесты, часто не имеющие прямого экологического и мотивационного значения, могут не быть в состоянии вполне уловить специализированный репертуар когнитивных навыков, который развиваются у детей в условиях стресса».