Сегодня прошел первый день Общего собрания РАН. Во время пресс-подхода президент РАН Александр Михайлович Сергеев рассказал журналистам, что один из главных вопросов общего собрания РАН — где находится российская наука в системе координат научно-технической политики, за что она отвечает и где она востребована?
«Это серьезный вопрос, поскольку после того, как Академию наук лишили институтов, у нас, фактически, нет реальных "штыков", мы — штаб российской науки, но без "бойцов". Реализация того, что может предложить РАН в значительной степени идет через структуры, которые не связаны с Академией». Как отметил А. Сергеев, даже обозначение РАН в названии некоторых институтов — это воспоминания о прошлом.
«Предлагаем, чтобы РАН получила другой юридический статус», — говорит Александр Михайлович. Сейчас Академия имеет статус Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ), а если бы РАН получила новый правовой статус Государственной академии наук, то могла бы быть соучредителем научных организаций вместе с Минобрнауки РФ и тогда, по мнению президента РАН, можно было бы реализовать то, что было заложено в реформу 2013 г.: Академия могла бы отчитываться более ощутимыми результатами, так как сегодня результаты ее деятельности во многом оцениваются по персональным достижениям членов РАН.
О возможностях РАН работать по запросам науки на опережение: «В развитии науки нет пределов, есть только горизонты», — говорит президент РАН А.М. Сергеев. «Когда мы делаем что-то новое, то горизонт отодвигается. Процесс исследования природы — бесконечный процесс. Всегда должен быть какой-то драйв, мечта, которые коренным образом изменят представления о чем-то. Самый главный драйвер для ученого, когда он осознает, что придумал что-то такое, что до него на планете никто еще не придумал. Это для него максимальный момент счастья. Но после этого ему еще предстоит донести и доказать научному сообществу свою правоту».
Во время пресс-подхода президент РАН также ответил на вопросы о среднем возрасте членов РАН, возможностях омоложения Академии. Подробнее в видео: