В студии телеканала «Доктор» прошел Восьмой научный совет: Раку объявлена ядерная война. На совете президент АО «Медицина», академик РАН Григорий Ефимович Ройтберг, заместитель директора Национального центра радиологии, главный внештатный онколог Московской области Андрей Александрович Костин и председатель правления группы компаний МИБС Аркадий Зиновьевич Столпнер обсудили вопросы ядерной медицины.
«Это тема, о которой говорят на высоком уровне. Это драйвер мирового здравоохранения. Но с другой стороны, тема малоизвестна. Вид медицинской помощи - малодоступный и дорогой . Государство самостоятельно не справится, поэтому открывается территория для отношений государства и частного бизнеса».
«Сегодня мировой рынок ядерной медицины в сфере онкологии приближается к 7 млрд долларов. Ожидается, что к 2030 году он вырастет вчетверо и составит 26 млрд долларов. Доля России в рынке сегодня - менее 5%.
Программа по интенсивному развитию ядерной медицины включена в Национальный проект «Здравоохранение».
Выделяют три направления ядерной медицины: радионуклидная диагностика, терапия и лучевая терапия.
Участники совета уделили большое внимание ПЭТ КТ - позитронно-эмиссионной томографии. Сканер позволяет получать 3D-изображение исследуемой области.
«Сегодня онкология без ПЭТ КТ – это прошлый век» - Григорий Ефимович Ройтберг.
«В России необходимо установить не менее 146 сканеров из расчета 1 сканер на 1 млн населения. В стране работают 29 установок. В рамках Национального проекта «Здравоохранение» планируется создать сеть из 85-ти ПЭТ-центров. Почти 70% будут построены за счет частных инвесторов».
Протонная терапия – наиболее прогрессивный метод лучевого воздействия. В России три протонных центра – в Санкт-Петербурге, Обнинске и Димитровграде».
Г.Е Ройтберг подчеркнул, что сегодня абсолютно иные требования к медицинскому оборудованию. «90% советских лучевых установок не выдерживают критики. Они опасны. Аналогичная ситуация и по всем остальным показателям. Сегодня другая радионуклидная терапия и центры ядерной медицины.
Вскоре появятся лучевые установки с искусственным интеллектом. Мы проектируем новый Центр в Химках, где оборудование будут широко применять. Все, что создано ранее невозможно переделать на современные центры».
«Невозможно в старых центрах внедрить современные технологии. Но с другой стороны, в центре в Обнинске лечат протонами. Хотя он основан еще советскими учеными».
А.А Костин отметил, что «главная задача в вопросе здравоохранения Подмосковья – адекватно обеспечить все население потребностями, которые ставит современная медицина».
Участники программы прокомментировали мифы, связанные с ядерной медициной. Один из них заключается в том, что ядерная медицина способна на все. Однако у метода огромное количество ограничений. Ядерная медицина не сможет в полной мере заменить другие виды лечения.
Еще один существенный вопрос в области ядерной медицины – высокая цена. Создание ПЭТ-центров требует огромных вложений, но результаты оправдывают многомиллионные затраты.
«Мы строим центр ядерной медицины в Химках - один из самых современных в Европе. Строительство завершится в конце 2020 года. Инвестиции большие. В нем будет много лучевых установок, радионуклидная терапия и ПЭТ-центр».
А.З. Столпнер отметил, что в ближайшее время врачи будут продолжать лечить хирургическими методами, лучевой и химиотерапией. «Три кита никуда не уйдут. Но будут менять свои значения. Но уже в рамках 50 лет молекулярная генетика выйдет на 1 место».
По мнению А.А. Костина ожидаемый показатель продолжительности жизни в 78 лет к 2024 году достижим. «Но для цели потребуются неимоверные усилия».
Еще одна ключевая тема обсуждения – производство фармпрепаратов: насколько это дорого и почему не доходит до масштабов серийного производства.
«Проблема разработки глобальна. Высока необходимость проведения клинических испытаний препараторов. Путь до потребителя дорогой и длительный. И, конечно, мы сегодня все еще пользуемся наработками советских физиков» – подчеркнул А.А. Костин.
О планах Центра в направлении производства фармпрепаратов рассказал Г.Е. Ройтберг.
«Многие препараты неподъемны. Но и прийти, и купить препарат в Курчатовском или других институтах нельзя. У нас в планах организовать совместное производство лютеции к началу 2021 года. Доступность препаратов - задачи системного характера, которое должно решать государство».
Уровень образование специалистов – важная тема обсуждения на Совете.
«Повышать уровень образования и квалификацию необходимо в течение всей жизни. Высококвалифицированные специалисты в дефиците. Людей, которых мы готовы были бы взять, почти нет. На нашей кафедре ядерной медицины мы стараемся в том числе при помощи американских университетов готовить специалистов. Сегодня это проблема не меньшая, чем инвестиции» - подчеркнул Г.Е. Ройтберг.
По мнению специалистов, лечение в России близко к международным практикам. Протоколы и уровень образованности тех врачей, которые сегодня работают, высокий.
«Качество медицинской помощи не уступает лучшим образцам за рубежом. Лучшие медцентры страны обладают полным спектром оказания помощи на высоком уровне. Но мы отстаем в сервисном уровне: маршрутизация пациентов, правильный ритм лечения» - А.А. Костин.
Завершающая часть Совета – ключевая роль ранней диагностики онкологического заболевания в излечении.
«Самый важный момент – это ранняя диагностика, даже не ядерная медицина. При ранней диагностике, к примеру, рак молочной железы излечивается в 92 % случаев. При меланоме - 80 %, показатель тоже связан с ранней постановкой диагноза. Следует правильно относиться к появлению заболевания, как к этапу жизни. Нужно бороться. Выживаемость колоссальная!
Диспансеризация - наше все. Она стала реально доступной. Каждый из нас должен ее проходить. Если поставлен рак, это не конец жизни. И не доверяйте никакому врачу до конца. Вы должны быть уверены, что с вашим организмом все нормально» - подчеркнул Г.Е. Ройтберг.
В комментарии «Научной России» Г.Е. Ройтберг на вопрос о будущем ядерной медицины в России ответил:
Эту область ждет хорошее будущее. Мы на подъеме. То, что есть у нас в ядерной медицине – удел передовых клиник на Западе. Сегодня идет процесс перевооружения и стремление к лучшим западным стандартам. На пути к инновациям необходимо внедрить передовое оборудование с искусственным интеллектом.
В Центре мы внедряем искусственный интеллект в диагностике (ПЭТ КТ), скорость которой в несколько секунд. Метод показывает фантастический результат. В скором времени начнем применять лучевую терапию с искусственным интеллектом.
Какие виды рака лучше всего поддаются лечению ядерной медициной?
Рак кожи, молочной железы, простаты. Это излечение, не продление жизни. Продолжительность жизни в 15-20 лет становится обычным явлением.
Вытеснит ли этот метод лечения другие виды?
Трудно сказать. Мы проводим лечение в сочетании и не пользуемся только ядерной медициной. Химиотерапия, хирургия, таргетная терапия идут параллельно. Однако радионуклидная терапия способна значительно увеличить продолжительность жизни.