На Холме рабов прекрасно питались

Исследование рациона древних специалистов по металлу показало, что они обладали высоким социальным статусом.

Самая известная производственная площадка по обработке меди древнего Леванта была названа «Холмом рабов». Она была расположена глубоко в пустыне Арава — в долине Тимна. Каменные печи, суровые условия и огороженная территория свидетельствовали — с точки зрения современных историков — о том, что трудящиеся на медеплавильных заводах 3000 лет назад были рабами. Однако новое исследование, проведенное археологами из Университета Тель-Авива (Израиль), перевернуло эту гипотезу с ног на голову. Или, скорее, с головы на ноги.

Засушливые условия долины Тимна великолепно сохранили кости человека, остатки мяса животных и рыбы, семена фруктов и даже ткани, поэтому ученые и смогли исследовать рацион людей, живших на Холме рабов. Выяснилось, что они получали лучшие куски мяса, а также рыбу, которую, по расчетам, приходилось везти от самого Средиземного моря. Очевидно, что вовсе не рабы, а только уважаемые члены общества могли позволить себе так питаться. Можно допустить, впрочем, что формально они были зависимыми людьми — история знает немало случаев, когда теоретически несвободный на практике пользовался куда большими свободой и богатством, чем иные свободные.

Археологи Эрец Бен-Йосеф (Erez Ben-Yosef) и Лидар Сапир-Хен (Lidar Sapir-Hen) рассказали, что место нефти — современного ископаемого источника богатства — в Древнем Леванте занимала медь. Ее производство было сложным многоступенчатым процессом, а работа с ней требовала долгого периода подготовки, хороших способностей и развитых навыков. Неудивительно, что древние специалисты по обработке металла были высококвалифицированными работниками и обладателями высокого социального статуса.

археологические находки левант холм рабов