Психологическая безопасность педагога ― одно из важнейших условий для эффективного и грамотного воспитания учеников. Об этом на Академической научной конференции Российской академии образования «Воспитание – величайший вопрос человеческого духа», проходящей в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, рассказала академик РАО, доктор психологических наук Ирина Баева.
Исследования показали, что чем ниже уровень защищенности от психологического насилия в школе, тем выше уровень принятия обучающимися девиантного поведения как нормативного. При этом, чем выше уровень принятий учителем деструктивных педагогических практик, тем ниже показатели защищенности обучающихся от психологического насилия со стороны педагога.
«Состояние педагога ― это фактор, который совершенно четко детерминирует состояние обучающегося. При всей нашей любви к детоцентрическим концепциям, при том, что ребенок всегда стоит в центре <…> тем не менее, начинать надо отсюда», ― сказала Ирина Баева.
При этом, для создания психологической безопасности педагогов необходимо начинать с психологической культуры руководителей. По данным исследований, чем в большей степени педагог чувствует себя незащищенным от психологического насилия со стороны администрации школы, тем больше он готов использовать деструктивные педагогические практики.
«Есть три состояния, в которых можем находиться мы, в которых находятся наши педагоги и учащиеся. Состояние стабильной психологической безопасности ― это та мечта, к которой надо стремиться. Тогда эффективность воспитательной деятельности будет максимальной. Отсутствие психологической безопасности ― это совсем плохо. И очень важное состояние неустойчивой психологической безопасности. Замечательно, что сегодня наше государство уделяет огромное внимание этим вопросам», ― сказала Ирина Баева.
В докладе эксперт отметила, что психологическая безопасность личности ― это состояние, способствующее сохранению устойчивости в среде с определенными параметрами, в том числе, и с психотравмирующими воздействиями, а также, способность противостоять различным внешним и внутренним угрозам, сохранять устойчивость и возможность эффективного функционирования в образовательной среде с низким уровнем ее психологической безопасности.
Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук