Учёные научно-образовательной школы МГУ «Мозг, когнитивные системы. Искусственный интеллект» предложили новую безопасную систему обмена сообщениями с помощью одноранговых сетей. Схема реализована в исследовательском прототипе защищенного мессенджера и может в будущем стать основой массового продукта. Статья об исследовании опубликована в журнале «Прикладная дискретная математика».

© Fotolia / kantver

Большинство современных мессенджеров работает по централизованной схеме с сервис-провайдером, на стороне которого стоят серверы, через которые проходит обмен между клиентами. Благодаря такой организации сервис-провайдер имеет неограниченные возможности прослушивания всех коммуникаций. Чтобы создать защищённый мессенджер, нужна альтернативная схема организации систем обмена сообщениями – это одноранговые сети – P2P (peer-to-peer). В таких схемах может не быть одной центральной точки и сервис-провайдера в обычном его понимании. Клиентские программы образуют динамическую сеть, через которую передаются сообщения.

Сотрудники факультета ВМК МГУ использовали группу алгоритмов, объединенных словосочетанием "доказательства с нулевым разглашением" (zero knowledge proof). Это математически строгий метод, который позволяет двум (или более) участникам убедиться, что они оба знают некий факт, при этом не раскрывая друг другу сам факт.

«В одноранговых (P2P) топологиях возникает проблема доверия: как убедиться с математической точностью, что собеседник - это тот, за кого он себя выдаёт? На решение этой проблемы направлено наше исследование. Главный вывод заключается в том, что технически организовать рабочую схему доверия в криптографическом смысле вполне возможно. Предложенная на ВМК МГУ схема уже реализована в нашем исследовательском прототипе защищенного мессенджера, возможно, в будущем он станет основой какого-то массового продукта», –  рассказал кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией Интеллектуальных систем кибербезопасности ВМК МГУ Денис Гамаюнов.

Источник фото: https://ria.ru/