Астрономы во главе с научным сотрудником Лаборатории атмосферной и космической физики Колорадского университета в Боулдере Джастином Дейганом впервые зарегистрировали протонное полярное сияние на Марсе. Сияние обнаружил орбитальный аппарат MAVEN, сообщает Nature Astronomy.

После анализа данных, полученных аппаратом MAVEN, исследующим атмосферу Марса, американским астрономам впервые в истории удалось зафиксировать протонное полярное сияние на Красной планете. Эти данные позволят астрономам лучше понять процессы взаимодействия солнечного ветра с атмосферой Марса.

Протонные сияния — это авроральные явления, вызванные потоками энергичных протонов. При попадании в планетарную атмосферу они сталкиваются с молекулами газов в атмосфере и ионизируют их. Те протоны, которые "захватывают" с собой свободные электроны, затем перезаряжаются, в результате чего образуется нейтральный атом водорода. Эти атомы могут обладать фотонами, которые придают им свечение — благодаря им и возникают протонные сияния.

Астрономы отмечают, что подобные протонные сияния могут возникать на любом небесном теле, обладающим короной из нейтрального газа, как Марс. Такая корона способна взаимодействовать с солнечным ветром, так как ее границы простираются далеко за пределы головной ударной волны. Это значит, что в теории протонные полярные сияния можно обнаружить и на Венере, и на Титане — спутнике Сатурна, а также в атмосфере комет и экзопланет.

За всю историю наблюдений протонные сияния были зафиксированы только на Земле.

[Иллюстрация: https://www.nasa.gov/, https://www.colorado.edu/]