Консервированная кровь выглядит как свежая кровь, но чем дольше она хранится, тем хуже она переносит кислород в микрокапилляры тела. К такому выводу пришли исследователи, предоставив данные в журнал Nature, о чем сообщает официальный сайт университета Иллинойса.

Используя передовые оптические технологии, ученые исследовали жесткость мембраны, окружающей красные кровяные тельца. Они обнаружили, что хотя форма и содержание гемоглобина остаются прежнеми, мембраны постепенно теряют эластичность, что уменьшает их функциональность.

Срок хранения донорской крови — 42 дня. В команде под руководством инженера электроники и компьютерных технологий Габриэля Попеску (Gabriel Popescu) решили отследить, что остается неизменным, а что меняется в крови при длительном хранении. Они использовали метод микроскопии на основе пространственной интерференции света (SLIM), разработанной в лаборатории Попеску в 2011 году. С помощью света этот вид микроскопии неинвазивно измеряет массу и топологию клетки с точностью в масштабе нанометров. Благодаря улучшениям в программном обеспечении и оборудовании, технология получает изображения почти в 100 раз быстрее. Это позволило измерить движение клеточной мембраны: чем оно слабее, тем хуже работает клетка — как пульс у пациента.

Жесткость мембраны делает ее менее проницаемой для кислорода и клетке становится сложнее проходить по капиллярам. «При микроциркуляции, как в мозге, клетки должны просачиваться сквозь очень узкие капилляры, чтобы переносить кислород, — говорит постдок Базанта Бадури (Basanta Bhaduri), главный автор статьи. —  Если они недостаточно деформируемы, кислородный транспорт к определенному органу ослабляется, что ведет к большим клиническим проблемам. По этой причине костный мозг постоянно производит новые эритроциты, так что в нашей кровеносной системе нет красных кровяных телец старше 100 дней».

«Функциональные данные о красных кровяных тельцах помогут врачам определить момент, когда нужно переливание крови пациентам, страдающим от анемии» — привела пример Кришна Тангелла, профессор Университета Иллинойса и соавтор статьи. Новый метод можно использовать также для контроля качества хранимой крови, тем более что обычные микроскопы легко приспособить для использования предложенной системы. В целом это повысит качество лечения и, одновременно,  позволитснизить расходы на здравоохранение.

Фото превью: ru.123rf.com