Проблема для банков крови

С помощью микроскопии на основе пространственной интерференции света выяснено, что консервированная кровь со временем становится менее эластичной.

Консервированная кровь выглядит как свежая кровь, но чем дольше она хранится, тем хуже она переносит кислород в микрокапилляры тела. К такому выводу пришли исследователи, предоставив данные в журнал Nature, о чем сообщает официальный сайт университета Иллинойса.

Используя передовые оптические технологии, ученые исследовали жесткость мембраны, окружающей красные кровяные тельца. Они обнаружили, что хотя форма и содержание гемоглобина остаются прежнеми, мембраны постепенно теряют эластичность, что уменьшает их функциональность.

Срок хранения донорской крови — 42 дня. В команде под руководством инженера электроники и компьютерных технологий Габриэля Попеску (Gabriel Popescu) решили отследить, что остается неизменным, а что меняется в крови при длительном хранении. Они использовали метод микроскопии на основе пространственной интерференции света (SLIM), разработанной в лаборатории Попеску в 2011 году. С помощью света этот вид микроскопии неинвазивно измеряет массу и топологию клетки с точностью в масштабе нанометров. Благодаря улучшениям в программном обеспечении и оборудовании, технология получает изображения почти в 100 раз быстрее. Это позволило измерить движение клеточной мембраны: чем оно слабее, тем хуже работает клетка — как пульс у пациента.

Жесткость мембраны делает ее менее проницаемой для кислорода и клетке становится сложнее проходить по капиллярам. «При микроциркуляции, как в мозге, клетки должны просачиваться сквозь очень узкие капилляры, чтобы переносить кислород, — говорит постдок Базанта Бадури (Basanta Bhaduri), главный автор статьи. —  Если они недостаточно деформируемы, кислородный транспорт к определенному органу ослабляется, что ведет к большим клиническим проблемам. По этой причине костный мозг постоянно производит новые эритроциты, так что в нашей кровеносной системе нет красных кровяных телец старше 100 дней».

«Функциональные данные о красных кровяных тельцах помогут врачам определить момент, когда нужно переливание крови пациентам, страдающим от анемии» — привела пример Кришна Тангелла, профессор Университета Иллинойса и соавтор статьи. Новый метод можно использовать также для контроля качества хранимой крови, тем более что обычные микроскопы легко приспособить для использования предложенной системы. В целом это повысит качество лечения и, одновременно,  позволитснизить расходы на здравоохранение.

банк крови оптические технологии срок хранения донорской крови