Креативность — одно из тех явлений, которому посвящены уже сотни и тысячи книг, статей и диссертаций, но интерес к нему по-прежнему довольно высок. И это неудивительно: умение человека порождать новые идеи, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций, будет всегда интересно и востребовано. Тем более что благодаря ему возникли такие явления, как «креативная экономика», «креативный класс», «креативная личность», которые довольно быстро стали популярными как в науке, так и в общественной жизни.

 

 

Согласно словарю Уэбстера, впервые слово creative появилось в 1678 г., а слово creativity упоминалось в 1875 г. В это же время полноценными исследованиями этого понятия занялся Зигмунд Фрейд, предположивший, что креативность появляется тогда, когда в психике человека возникают противоречия между его осознанными и неосознанными побуждениями. Благодаря им творческие личности, используя приемлемые с точки зрения культуры средства, реализуют свои скрытые желания.

Сам термин «креативность» впервые появился в работе британского психолога Джорджа Симпсона, который под креативностью понимал способность человека отказаться от стандартных способов мышления и принимать нетривиальные решения. Аналогичное толкование затем предложил американец Джой Гилфорд, рассматривавший креативность как умение порождать новые идеи, а также навыки, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций.

Джой Пол Гилфорд

Джой Пол Гилфорд

Иллюстрация из книги: Comrey A. L. Joy Paul Guilford. A Biographical Memoir. Vol. 62. Washington D. C., 1993.

В 1972 г. американский психолог Элис Торренс на основе материалов, собранных Джоем Гилфордом, разработал специальные тесты, предназначенные для определения креативного мышления. А спустя несколько десятилетий российский ученый Леонид Дорфман выделил несколько предметных областей в исследовании креативности: креативное мышление; процессы, связанные с ним, и их продукты; креативная личность; креативное поведение; социально-культурные факторы; креативный процесс и его фазы.

Постепенно тематика креативности стала популярной и востребованной: по данным библиографической базы EBSCO, если в 2008 г. было обнаружено около 400 публикаций, связанных с исследованиями различных аспектов креативности, то к 2022 г. их насчитывается уже несколько тысяч. Особенно интенсивно этак тематика изучается в странах с бурным развитием экономики.

 

Креативность и общество

В наше время под креативностью подразумевают умение человека отступать от стандартных идей и правил, сочетая при этом интеллект и воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов и увидеть новые пути решения проблем.

Такое сочетание интеллекта и воображения дает людям возможность совершать научные открытия, создавать произведения искусства, делать технологические прорывы. Это помогает не только в решении глобальных проблем, но и в быту, позволяя человеку применять креативное мышление для решения жизненных задач.

В современной психологии даже возникло понятие креативной личности, обозначающее человека, обладающего ярко выраженными способностями придумывать и создавать что-то новое.

Из таких личностей могут возникать целые социальные страты. Американский экономист и социолог Ричард Флорида предложил понятие «креативный класс» — творческая, наиболее активная часть общества, способная увидеть и создать что-то новое.

Это журналисты, писатели, ученые, инженеры, артисты, художники, специалисты по связям с общественностью — участники экономики, основанной на знаниях, требующей наличия творческого мышления и способности к нестандартному подходу в решении задач.

 

В целом, как считал Джой Гилфорд, чтобы быть креативным, человек должен иметь:

  • способность к анализу и синтезу, логическим построениям;
  • способность найти и правильно сформулировать проблему и обозначить пути ее решения, причем там, где другие люди их не видят;
  • способность вырабатывать большое количество новых, свежих идей;
  • разноплановость рожденных идей;
  • оригинальность мышления, умение отступать от стандартных идей, правил и шаблонов;
  • способность совершенствовать вещь или явление, делая их пригодными для нетрадиционного использования.

 

 

Источник креативности — мозг

Общеизвестен тот факт, что процесс создания нового всегда начинается в мозге человека, но где именно это происходит, до сих пор было неясно. Чтобы это узнать, несколько лет назад группа исследователей из США и Израиля, используя функциональную магнитно-резонансную томографию, провела изучение активности мозга, в ходе которого выяснила, что креативность обусловлена коммуникацией между разными частями мозга, которые обычно не работают вместе.

С помощью фМРТ были обследованы 163 человека. Испытуемые проходили классический тест на дивергентное мышление. Участникам демонстрировали обычный предмет и давали 12 секунд, чтобы придумать наиболее творческое использование этого предмета. Затем ответы ранжировались по оригинальности и креативности.

Результаты оказались успешными. Построенная модель показала, что креативность возникает в трех разных сетях мозга:

  • сеть, задействованная по умолчанию: активируется при мозговом штурме и мечтаниях;
  • сеть исполнительного контроля: ее активность достигает пика, когда человеку нужно сосредоточиться; отчасти ее модерирует сила воли;
  • Сеть значимости: фиксирует стимулы окружающей среды и переключается между исполнительной сетью и сетью по умолчанию.

По словам соавтора исследования Роджера Бити, для креативности важна именно синхронность этих систем. Люди, которые мыслят более гибко и выдвигают более креативные идеи, лучше задействуют эти сети, эффективнее включая их в работу. Исходя из этого, можно довольно точно предположить, насколько творчески человек собирается подойти к задаче.

 

 

Креативность и творчество

Один из широко обсуждаемых вопросов в психологии, да и в науке в целом —соотношение между понятием «креативность» и не менее известным понятием «творчество». На первый взгляд кажется, что это одно и то же, но если посмотреть глубже, оказывается, что это далеко не так.

Творчество всегда первично. В отличие от креативности творческий процесс изначально основывается на свободном вдохновении. Как правило, художники, композиторы, писатели и другие творческие люди не задают себе вопросов: а нужно ли что-то создавать, кому это может понадобиться, как это создавать и что именно? Они работают, просто исходя из собственного вдохновения, не задумываясь о том, нужна ли кому-то данная картина, симфония, пьеса или нет.

Если же говорить о креативности, то главной ее составляющей считается прагматический элемент. То есть понятно, что, допустим, картина, будет написана с определенной целью — вызвать восторг у посетителей и даже желание ее приобрести. Поэтому креативность — это только часть творческого процесса, но не замена ему.

В современных условиях можно наблюдать синтез творчества и креативности. Они не могут существовать друг без друга, поскольку сначала человек развивает в себе способность нестандартно мыслить, а уже затем использует ее для создания тех или иных вещей, идей или произведений.

 

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на странице: Jr Korpa on Unsplash

Фото на главной странице: Jr Korpa on Unsplash