Главной темой заседания Президиума РАН
Сергей Готье — один из выдающихся врачей современности, замечательный хирург, возглавляет сейчас Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова Минздрава России. Научные разработки этого институт расширяют возможности трансплантологии, позволяют делать прогнозы о динамике состояния прооперированных пациентов и улучшать качество их жизни после трансплантации. 15 марта 2016 года на заседании Президиума РАН академик Готье сделал сообщение «Трансплантация органов в ХХI веке: преодоление барьеров».
Доклад посвящен некоторым аспектам и результатам научно-практической деятельности в современной трансплантологии. В каком-то смысле трансплантология — не только высокотехнологичный метод лечения заболеваний. Это еще и индикатор развития организаций здравоохранения, его уровня, научно-технического прогресса, индикатор гражданской солидарности и общественных отношений. Можно сказать, что трансплантология — дело сугубо коллективное, и это не шутка в дурном тоне, это напоминание о сложной инфраструктуре, без которой трансплантология не сможет существовать. Вечная проблема дефицита донорских органов, сохранения жизнеспособности донорского органа, etc.
Ежегодно в мире выполняется до 50 000 трансплантаций различных органов. Одним из основоположников теоретической и экспериментальной трансплантологии был наш соотечественник Владимир Демихов, в этом году отмечается 100-летие с его дня рождения. Отечественная клиническая трансплантология началась 15 апреля 1965 года, когда академик Б.В. Петровский с командой хирургов выполнил первую в нашей стране трансплантацию почки. В настоящее время на территории России функционируют 43 центра трансплантологии. Ежегодно в последнее время в стране выполняется около 1500 различных трансплантаций. Из них 1000 — это трансплантация почки. Больше четверти из всех трансплантаций выполняются в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова Минздрава России.
Есть целый ряд аспектов, которые представляются прорывными и позволили изменить традиционные представления о том, что можно и чего нельзя в трансплантологии. Прежде всего, это касается трансплантации сердца. Национальная потребность в трансплантации сердца в РФ удовлетворяется менее чем на 10%. В связи с этим, естественно стоит вопрос о повышении эффективности трансплантации сердца – как средства спасения жизни людей. В этом плане группе врачей, возглавляемой Сергеем Готье, удалось изменить концепцию пригодности донорского сердца в сторону расширения возраста донора, допустимости гипертрофии миокарда и корригируемых дефектов клапанного аппарата. Это расширяет возможность использования донорского ресурса. В то же время, минимизированы противопоказания к постановке в лист ожидания пациентов с критической сердечной недостаточностью и расширены показания к механической поддержке кровообращения, которая позволяет пациенту дожить до трансплантации.
«Почти половина пациентов до трансплантации сердца получала механическую поддержку кровообращения, - подчеркнул Сергей Готье. - Это привело, во-первых, к увеличению числа пациентов, стоявших в листе ожидания, к снижению летальности в период ожидания донорского сердца и к драматическому росту числа операций, выполняемых в нашем учреждении. В 1913 году мы были первыми в мире среди учреждений, выполняющих трансплантацию сердца, по количеству трансплантаций. В 2015 году мы выполнили 103 такие операции и оказались на втором месте в мире».
С накоплением клинического опыта и совершенствованием методов лечения улучшались и показатели выживания пациентов. В 1915 году 93% выжили в первые 30 дней после операции. Проведена большая научная работа в области процессов, связанных с существованием донорского сердца в организме реципиента. Одним из последних интересных направлений является изучение молекулярных механизмов, обеспечивающих функционирование сердечного трансплантата. Она основана на изучении биомаркеров. Биомаркеры неких отрицательных событий – таких, как отторжение, проблемы коронарных сосудов, инфекционные осложнения – появляются в крови реципиента раньше наступления клинических или лабораторных проявлений. Поэтому при обнаружении этих маркеров можно прогнозировать сценарии грядущих нарушений и персонифицировать диагностику и лечение пациента. В ходе мультицентрового исследования, которое объединило несколько научно-клинических центров, был проведен мультиплексный анализ маркеров ответственных за развитие острого клеточного отторжения. В результате была создана база данных биомаркеров у носителей сердечных трансплантатов и запатентованы методы мультиплексной диагностики и прогнозирования состояния трансплантированного сердца.
Еще одним прорывным аспектом является патогенетическое обоснование и реализация возможности трансплантации при несовместимости групп крови донора и реципиента – то есть, преодоление групповой несовместимости путем создания персонифицированного алгоритма подготовки реципиентов. В связи с этим существенно возросло число пациентов, получивших трансплантат печени: в частности, пациентов раннего детского возраста – первого года жизни. Была специально изучена динамика роста маленьких пациентов после операций. После трансплантации у них нормализуется титр инсулиноподобного фактора роста, и дети быстро восстанавливаются и догоняют в развитии своих сверстников.
Трансплантация легких – это еще одно направление, достаточно новое для нашей отечественной клинической практики – его активное развитие началось 3 года назад. Сейчас это направление успешно развивается. Развивается и мультиорганная трансплантация – то есть, сочетанная пересадка нескольких – чаще всего – двух органов. В детской трансплантации, в частности, нередко приходится сочетать трансплантацию фрагмента донорской печени и почки от живого донора. Особое социальное значение имеет сочетанная трансплантация поджелудочной железы и почки у больных с хронической почечной недостаточностью и на фоне сахарного диабета первого типа. Что касается трансплантации комплекса сердце-легкие, то в настоящее время императивность показаний к этому виду операций постепенно уменьшается на фоне включения новых возможностей трансплантологов в пересадке сердца, и трансплантации легких.
Одно из важных направлений в трансплантологии – разработка механических систем поддержки кровообращения. В Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов разработан первый отечественный искусственный левый желудочек сердца. Это устройство получилось очень надежным, сконструировано с учетом всех тех недостатков, которые сопровождали применение зарубежных аналогов, сроки действия этой машины – несколько лет. Сейчас идет работа над бивентрикулярным устройством и детским устройством.
Еще одно важнейшее направление, за которым будущее – подходы к разработке и созданию биоискусственных органов на основе современных методов молекулярной биологии и генетики. В Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов имеется опыт по созданию биоактивных совместимых матриксов, которые как самостоятельные, могут быть имплантированы в организм с последующей стимуляцией регенерации собственных тканей, быть носителями тканевых культур, в частности – донорских. Специалистам удалось создать биоинженерную конструкцию поджелудочной железы с культурой островковых клеток, биоинженерную конструкцию печени и биоинженерную конструкцию хряща. Была разработана технология трехмерного анализа наноструктуры биоматериалов – клеток и тканей, которая основана на интеграции зондовой микроскопии и ультрамикроскопии.
«Возвращаясь к теме доступности трансплантации, мы можем сказать, что на данном этапе мы достигли многого. Качество жизни наших пациентов позволяет им заниматься спортом, работать, создавать семью, вынашивать беременность и рожать здоровых детей. А в случае, когда реципиентами являются дети – не только выживать, но и полноценно расти и становиться взрослыми, - сказал Сергей Готье. - Остается много нерешенных проблем. Существует проблема биоэтики. Существуют проблемы консервации органов, и многие другие. И конечно существуют вопросы принятия обществом позиции по отношению к органному донорству, особенно посмертному, которое является основой любой трансплантационной системы в любой стране. Это возможно только при взаимопонимании профессионалов и населения. В нашем обществе бытует много мнений о том, что пересадка органов приносит много денег, что в связи с этим существует «черный рынок» органов, и еще много всего распространяется, в том числе и «желтой» прессой. Это все – полный бред. Это должно преследоваться по закону. И мы уделяем этому внимание, выигрываем судебные процессы. Но мы хотим понимания, что мы делаем это не для себя. А для тех людей, которым мы помогаем. В последние две недели я только и делаю, что отвечаю на вопросы о презумпции согласия. На такие вопросы я отвечаю, что презумпция согласия – это выражение нормальной человеческой воли и желания помочь другому».
На заседании был также рассмотрен вопрос о присуждении ряда престижных научных премий.
Премии имени А.И. Мальцева 2015 года д.физ.-мат.н. А. Г.Мясникову и д.физ.-мат.н. О. Г.Харлампович за серию научных работ «Исследования по фундаментальным теоретико-модельным проблемам алгебры».
Премии имени Ф.П. Саваренского 2016 года - доктору химических наук Б. Н.Рыженко и доктору геолого-минералогических наук В.М.Швецу за монографию «Геохимия подземных вод. Теоретические, прикладные и экологические аспекты».
Премия имени А.А. Баева 2016 года - академику М. П.Кирпичникову за цикл работ «Рекомбинантные белки как современный инструмент для структурной биологии, биофизики и молекулярной биологии».