Государственная дума приняла закон о поправках в Трудовой кодекс, повышающих предельный возраст ректоров университетов и директоров научных институтов до 70 лет, причем контракт в рамках одного срока с ним подписывается максимум на 5 лет, а занимать пост он может не более трех сроков подряд. Законодательная инициатива (№898369-7) о внесении изменений в Трудовой кодекс была подготовлена правительством РФ. Также приняты поправки в закон «Об образовании», который четко фиксирует полномочия президента университета и научного-руководителя научного института (либо отдельного научного направления).
«Научно-образовательная политика» и коллеги из РСР попросили прокомментировать ректоров из числа инициаторов.
Иван Кротт, ректор Омского государственного педагогического университета:
"Госдума окончательно приняла закон о повышении предельного возраста для руководителей государственных вузов, что позволяет не более трех сроков подряд занимать должность ректора. В настоящее время в нашей стране проходит существенное омоложение управленческих команд в вузах. Такой подход требует от профильных министерств значительных усилий по развитию управленческих компетенций руководителей современных вузов. Происходящие изменения на законодательном уровне позволяют обеспечить преемственность ценностей и традиций управления университетским образованием в быстро меняющихся условиях, требующих передачи опыта и внедрения лучших практик стратегического развития вузов без постоянной трансформации и конкурентной борьбы среди преподавателей и управленцев. Также опыт деятельности института научных руководителей и президентов крупных вузов показывает, что с учетом полномасштабного функционального обзора руководящих должностей и разграничения полномочий можно значительно продвинуться организациям высшего образования в развитии ключевых направлений на глобальном научно-образовательном рынке и сохранить управленческий потенциал. Таких примеров в России уже довольно много, что и потребовало по инициативе Российского союза ректоров внесения соответствующего законопроекта".
Дмитрий Беспалов, врио ректора Северо-Кавказского федерального университета:
"Внесение изменений в законодательство в части увеличения предельного возраста руководителей университетов должно в целом положительно отразиться на развитие системы высшего образования в России. Это позволит сохранить темп в реализации стратегий успешных вузов. Критерии эффективности ректора должны, прежде всего, основываться на качестве подготовки университетом высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов, уровне научных исследований, а также степени вовлеченности университета в социально-экономическое развитие региона, в котором он находится. А учредитель, в свою очередь, оценивает эффективность деятельности руководителя с учетом мнения коллегиальных органов вуза: наблюдательного и ученого советов. Такой подход позволит сохранять эффективную команду ректорского корпуса и систему воспроизводства управленческих кадров в университетах России".
Игорь Максимцев, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета:
"Полностью поддерживаю решение Российского Союза Ректоров по внесению поправок в Трудовой кодекс о предельном возрасте ректоров, возглавляющих российские университеты. Логика данного решения полностью отвечает курсу руководства Российской Федерации на делегирование полномочий структурам (и прав, и обязанностей), будь то субъект Российской Федерации или образовательная организация, по успешности их деятельности.
В ситуации, касающейся предельного возраста, логично федеральным законом обозначить границы и базовые принципы, а решение в конкретных случаях должны приниматься «на местах», в т.ч. трудовыми коллективами, наблюдательными и попечительскими советами, федеральными органами исполнительной власти. Это позволит обеспечить ответственность указанных органов и лиц за принимаемые решения.
Если посмотреть на мировой опыт, то, например, в Великобритании установлен предельный возраст ректора в 70 лет. При этом решение о сроках, продолжительности работы и переизбрании ректора принимается попечительским советом университета. Это позволяет обеспечить ответственность лиц за принимаемые решения".
Валерий Егорушкин, ректор Брянского государственного инженерно-технологического университета:
"Внесение предлагаемых поправок в Трудовой кодекс позволит реализовать в условиях дефицита управленческих кадров в сфере образования и науки долгосрочные программы деятельности и развития организаций высшего образования и научных организаций, а также будет способствовать сохранению образовательных и научных традиций и совершенствованию процедур назначения руководителей образовательных учреждений и научных организаций.
Как показывает практика, критерий возраста не является определяющим при оценке эффективности деятельности руководителей. Существует большое количество примеров высокоэффективного руководства образовательными и научными организациями ректорами (директорами), чей возраст превышает 65 лет, независимо от возраста, любой руководитель обязан постоянно следить за современными тенденциями и обладать соответствующими компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, наличие достаточного опыта руководящей работы способствует развитию и совершенствованию управленческих компетенций, обеспечивает возможность их передачи.
Таким образом, сохраняя предельный возраст ректоров (директоров), принимаемые нормы лишь избавляют образовательные и научные организации от формальных процедур по продлению срока полномочий руководителей, достигших предельного возраста".
Ирина Краева, ректор Московского государственного лингвистического университета:
"Предложение является своевременным на фоне продления пенсионного возраста и активной трудоспособности зрелых граждан.
Должность ректора требует многолетнего профессионализма, большого жизненного опыта, умения управлять неоднородным коллективом образовательной организации, включающего не только научно-педагогический состав, но и другие категории работников.
Предельный возраст до 70 лет, но не более трех сроков подряд, позволит ректору своевременно поставить стратегические задачи, планово решить их и подготовить кадровый резерв не в спешном режиме, а обеспечив будущим руководителям прохождение важных управленческих ступеней и освоение производственных циклов в их полном объеме.
В условиях увеличения самостоятельности вузов в принятии решений в сфере образования, науки, финансово-хозяйственной деятельности на ректора возлагается еще большая ответственность, чем ранее, за все направления жизнедеятельности организации, что невозможно без специальных знаний, опыта, поддержки всего коллектива. Именно поэтому не следует ограничивать деятельность ректора двумя сроками, так как накопленный авторитет и опыт работы являются просто уникальными.
Наличие последнего связано с такими важнейшими компетенциями, как стратегическое мышление (важно для прогнозирования тенденций в образовании в целом), знание людей (важно для кадровой политики, формирования команды), знание технологий принятия решений и их реализации.
Практика демонстрирует яркие примеры, когда образовательная организация под руководством опытного ректора даже в современном динамическом образовательном пространстве занимает лидирующее положение в рейтингах и является фактически флагманом в образовательном пространстве России и за рубежом.
Что касается вопроса о геронтократии, которую ряд людей увидели в предлагаемой поправке, то можно сказать следующее: если ректор поддерживается коллективом и на основе своего жизненного опыта ведет университет к новым ступеням устойчивого развития, то продление трудового договора может обсуждаться с каждым ректором индивидуально и при возрасте старше 70 лет. Жизненная мудрость и наработанные за долгие годы рабочие связи, которой обладают ректоры старшего возраста, даст лишь положительную динамику для сложившегося коллектива университетов, в то время как более молодые работники и так называемая «оппозиция» университета привнесут современные тенденции в работу, привлекут новые возможности и вместе с опытом старшего наставника их реализуют.
Об университетском феодализме (еще одном последствии, на котором акцентируют противники поправок) не может быть и речи там, где во главе стоит человек, являющийся отличным управленцем. Университет должен практиковать демократичную систему в работе, что дает возможность развивать инновации".
Важно сохранить преемственность между поколениями управленцев: «мягкий» переход позволяет осуществить система «президент - ректор», это обеспечивает сохранение традиций и внедрение инноваций, продолжающих логику оптимального развития вуза. Основные решения в образовательной организации принимаются Ученым советом, что предполагает понимание глобальной стратегии развития вуза и ответственность за ее реализацию.
С учетом того, что работа ректора включает в себя много управленческой работы и соответственно временных затрат на это, а по вопросам научного развития ректор обращается или делегирует эту часть своим ключевым научным сотрудникам, необходимо разграничение функционала управленца и научного руководителя. При этом должность президента (не как научного руководителя, а как опытного наставника ректору) также считаю целесообразной, потому что должна происходить плавная передача наработанных за долгие годы рабочих связей и опыта, которыми обладает президент.
Научный же руководитель сможет, не включаясь в текущие административные вопросы, развивать университет в научном сегменте. Особое внимание хочу обратить на то, что при введении в университетах такой должности, необходимо заранее вносить изменения в уставные и нормативные документы, что позволить сразу определить поле деятельности каждого руководителя и избежать дальнейших споров и возможности «двоевластия».
Для правильного построения модели функционирования университета при введении должности научного руководителя, считаю необходимым создание единых методических рекомендаций для всех университетов.
Четкое разграничение полномочий и структурного подчинения позволит избежать риска двоевластия: например, президенту, наряду с функцией руководства Ученым советом, может быть придана функция руководства стратегическим комитетом.
Разделение полномочий, на наш взгляд, не приведет к серьезным конфликтным ситуациям, так как большинство основополагающих вопросов решается общим голосованием на Ученом совете. В связи с этим, в Положении об Ученом совете целесообразно уделить внимание уточнению того круга вопросов, которые выносятся на обсуждение.
Что касается угрозы «умножения вариантов функционирования вуза», то следует принимать во внимание тот факт, что решения экспертно-консультативных органов, как правило, носят рекомендательный характер, поэтому можно не опасаться подмены или удвоения функций"
Сергей Глаголев, ректор Белгородского государственного технологического университета:
"Увеличение предельного возраста работы ректоров вузов диктуется общемировыми тенденциями увеличения среднего возраста жизни. Важно отметить, что это увеличение связано, преимущественно, с сохранением активной жизненной позиции большинства людей, а не просто их дожитием. В РФ это нашло свое отражение в увеличении на 5 лет пенсионного возраста. Считаем, что три срока подряд работы ректора, которые в свою очередь контролируются как учредителем, так и трудовым коллективом, обеспечат высокую эффективность работы вузов. Ректорский корпус – это, прежде всего люди с активной жизненной позицией, постоянно находящиеся на передовых позициях в науке и образовании. Они всегда находятся на острие быстроменяющихся процессов, а два-три срока работы в должности ректора обеспечивают необходимый уровень опыта, житейской и научной мудрости.
Разведение функционала, в частности, ректора и президента ВУЗа позволит избежать возможных (имеются негативные примеры) трений и сложностей в функционировании университетов. Вместе с тем, сохранение взаимодействия этих институтов вузовского руководства, обеспечит высокий уровень преемственности, коллегиальности при принятии решений, общее повышение авторитета руководства университета как внутри вуза, так и на региональном и федеральном уровне".
Александр Худин, ректор Курского государственного университета:
"В современных условиях упомянутые изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» являются обоснованными. Данные нормативно-правовые коррекции продиктованы реалиями роста продолжительности жизни и активного долголетия, учитывают увеличение пенсионного возраста и имеющиеся позитивные примеры, направлены на укрепление системы вузов, повышение их конкурентоспособности как производителей наукоемкого общественно-значимого продукта. Их принятие позволит обеспечить сохранение управленческих компетенций и их плавную передачу.
Система повышения квалификации, доступа к информационным ресурсам позволяют при наличии соответствующей личной мотивации и состояния здоровья, независимо от возраста, постоянно совершенствовать собственные компетенции, повышать образовательный уровень, активно участвовать в современных быстро меняющихся процессах, адекватно реагировать на актуальные вызовы.
Процессы постоянной трансформации элементов системы высшего образования и, одновременно, ее определенная инертность обусловливают целесообразность установления предельного пребывания в должности ректора в течение трех максимальных пятилетних сроков".
Денис Фомин-Нилов, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания:
"Совершенно очевидно, что биологический возраст не имеет никакого отношения к уровню и качеству управления или любой иной профессиональной деятельности. Самое важное - квалификация и профессионализм. И, конечно, все зависит от личных когнитивных особенностей человека. Кто-то ни в 30, ни в 70 лет не отличается элементарными управленческими компетенциями. А некоторые в 80 лет сохраняют ясность ума, адекватность мышления и благодаря своему опыту дадут фору в сфере принятия решений и управления многим 40-летним. Ограничения по возрасту или по срокам исполнения полномочий, скорее, являются мерой регулирования рынка труда, что мы наблюдаем в ЕС. Однако в условиях острого дефицита квалифицированных управленческих кадров данные меры являются избыточными.
Современные университеты являются очень сложными и многофакторными корпорациями, объединяющими людей разных культур и поколений. В этом отношении представляется целесообразным обеспечивать разделение "властей", когда за финансы и организационно-правовые вопросы отвечает ректор, за стратегию и долгосрочное развитие - президент, а учёный совет приобретает функционал совета директоров в бизнесе, где есть свой независимый председатель. Формирование подобных триумвиратов обеспечит стабильное развитие университетов и принятие сбалансированных адекватных решений".
Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета:
"Поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации о повышении предельного пенсионного возраста ректора до 70 лет дадут возможность сохранить управленческие компетенции руководителя и образовательной организации как системы, укрепить действующие традиции. Существует ряд положительных примеров авторских образовательных организаций, руководители которых в возрасте старше 65 лет обеспечивали и обеспечивают эффективное управление (Школа Е.Л. Рачевского, школа Е.А. Ямбурга и др.) и развитие в соответствии с вызовами времени.
Создание условий ректору работать не более трех сроков подряд максимум по 5 лет формирует возможность управления организацией одним руководителем 15 лет. Данный срок, на наш взгляд, позволяет выстроить эффективную гибкую систему управления. В условиях быстро меняющегося мира внешние изменения не позволяют возникать стагнационным процессам, требуют развития. Развитие продуктивнее, когда за ним стоит слаженная управленческая команда.
Считаем важным отметить, что за учредителем оставляют право сократить срок пребывания ректора на посту, что обеспечит необходимую ротацию кадров.
В отдельных вузах существует разделение функционала научного руководителя – директора, президента – ректора. Опыт показывает, что такая модель позволяет уделить большее внимание развитию научного потенциала университета и максимально полным образом использовать компетенции наиболее заслуженных ученых, преподавателей и администраторов.
Научное сообщество высших учебных заведений Российской Федерации сильно своим единством. Существующие экспертно-методические советы смогут оказать должную поддержку научным руководителям.
Считаем, что такой шаг как изменения в законодательство, бесспорно важен для развития системы высшего образования, при этом значимо участие в нем экспертов педагогического сообщества".
Источник: https://t.me/scienpolicy (Научно-образовательная политика)
Автор фото: Evangeline Shaw / Unsplash