Ученые из Университета Ставангера (Норвегия) нашли объяснения тому, что в школьном возрасте девочки стабильно демонстрируют более высокие, чем мальчики, показатели по уровню так называемой читательской грамотности. Все дело в самой методике, используемой в международных тестах PISA и PIRLS, считают норвежские ученые. Их работа опубликована в журнале Assessment in Education: Principles, Policy & Practice.

Под читательской грамотностью подразумевается способность к пониманию и интерпретации прочитанного текста и его оценке. Исследователей заинтересовало то, что в тестах PISA и PIRLS, где читательская грамотность оценивается у школьников возрастом в 10 и 15 лет соответственно, девочки стабильно показывают результаты выше, чем мальчики, однако в тесте PIAAC, ориентированном на группу 16-24 года такой гендерной разницы уже не наблюдается. Исходя из этого, они предположили, что может существовать разница в методиках этих исследований, искажающая результаты.  

Разница обнаружилась в том, какие именно тексты представлены для анализа в этих методиках. Оказалось, что в тесте PISA большая часть текстов были «непрерывными», это длинные тексты, содержащие описания, нарратив, объяснения. В тесте PIRLS таких текстов было 60%. А вот в тесте PIAAC в равной степени были представлены такие тексты и тексты «непрерывные», так и «прерывающиеся», то есть те, в которых содержатся графики, таблицы, различные врезки и так далее.

В более ранних исследованиях же было показано, что мальчикам проще дается понимание именно «прерывающихся» текстов, в том числе содержащих различную фактическую информацию, нон-фикшн текстов, тогда как девочкам, наоборот, легче читать художественные, «непрерывные», описательные тексты. Читательская же грамотность же складывается из понимания обоих типов текстов, поэтому преобладание в тестах одного из типов и дает фору девочкам перед мальчиками.

Но есть и другие причины. Авторы работы также отмечают, что в последние годы ответы на тесты PISA и PIRLS стали предполагать часто не выбор между вариантами, как в PIAAC, а свободную форму ответа. Таким образом, способность к чтению проверяется через способность к письму, что не очень корректно, ведь можно понимать текст, но не суметь грамотно выразить свое понимание. И здесь снова фору в тестах получают девочки, поскольку также установлено, что в таком выражении своих мыслей они обгоняют мальчиков. Тогда же, когда нужно лишь выбирать варианты ответов, никакой гендерной разницы не наблюдается.

Наконец, третий фактор связан с мотивацией. Опять же более ранними исследованиями было показано, что мальчики, в среднем, реже интересуются текстами, их анализом и так далее. Из-за нежелания и низкой старательности этого они могут выполнять тесты хуже девочек, что не дает все же оснований судить об их способностях. А вот в тесте PIAAC этот фактор роли не играет, поскольку участники находятся в другой ситуации, они проходят тест не в школе, а дома, да к тому же получают вознаграждение за участие.