Несмотря на запреты на использование ПХД эти химические загрязнители остаются смертельной угрозой для животных, которые находятся на вершине пищевой цепи, пишут исследователи в журнале Science.
Полихлорированные дифенилы, или ПХД (по-другому – ПХБ, полихлорированные бифенилы), – это органические соединения в виде жидких смесей, которые получаются при реакции хлора с дифинилом. Впервые этот материал был получен в конце 1920-х гг. и с тех пор зарекомендовал себя в промышленности и в строительстве: поскольку он является огнеустойчивым, его используют как смазочный материал, как теплопередающую среду в трансформаторах. Он также часто входит в состав защитных покрытий для дерева, бетона, металла. ПХД очень токсичны, они представляют большую опасность для окружающей среды. К тому же, эти соединения являются самыми распространенными продуктами, загрязняющими воду в природных водоемах.
В 1973 году почти все страны ограничили использование ПХД, а в 2004 вступила в силу Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, которая наложила запрет на производство и использование загрязняющих веществ, в том числе и ПХД. Но даже спустя более сорока лет эти вещества по-прежнему остаются смертельной угрозой для животных в верхних звеньях пищевой цепи. Так, те концентрации ПХД, которые сегодня содержатся в природе, могут привести к исчезновению половины всей популяции косаток из наиболее сильно загрязненных районов в течение всего лишь 30-50 лет.
Косатки (Orcinus orca), самые крупные плотоядные дельфиновые, образуют последнее звено в длинной пищевой цепи и входят в число млекопитающих, в чьих тканях содержится самый высокий уровень ПХД. По оценкам ученых, на один килограмм жировой ткани косатки приходится 1300 миллиграммов полихлорированных дифенилов. Для справки: большое количество исследований показывает, что уровень ПХД до 50 миллиграммов на килограмм жировой ткани может привести животное к бесплодию и сильно навредить его иммунной системе.
Косатки питаются как мелкой, так и крупной рыбой. Их жертвами могут стать даже акулы и тюлени. Даже если в пищу косаток попали ПХД, они передадутся и дальше по пищевой цепи. У тех «китов-убийц» (английское название крупных морских млекопитающих), которые предпочитают рыб поменьше – вроде скумбрии или сельди, – более низкое содержание вредных веществ.
«Мы знаем, что ПХД негативно влияют на репродуктивные органы животных, таких как белые медведи, поэтому естественно рассматривать влияние ПХД на немногочисленные популяции косаток по всему миру», – говорит профессор Руне Диц (Rune Dietz) из Департамента биологических наук и Центра исследования Арктики при Орхусском университете, который инициировал исследования крупных «дельфинов».
Косатки распространены практически по всему Мировому океану – от полюса к полюсу. Однако в некоторых районах их популяции стремительно угасают. Исследователи из Орхусского университета (Дания) совместно с коллегами из США, Канады, Англии, Гренландии и Исландии зафиксировали, что количество "китов-убийц" быстро сокращается в 10 из 19 исследованных популяций и что этот вид может полностью исчезнуть из некоторых районов в течение нескольких десятилетий. Всего ученым удалось получить информацию об уровнях ПХД у более чем 350 особей косаток. В "чёрный список" – то есть в число самых сильно загрязненных районов – попали воды вблизи Бразилии, в Гибралтарском проливе, северо-восточной части Тихого океана и водах, омывающих Великобританию. По оценкам исследователей, сейчас оставшаяся популяция у Британских островов насчитывает менее десяти косаток.
«Выводы удивительны. Мы видим, что более половины исследованных популяций косаток во всем мире сильно пострадали от ПХД», – подчеркивает Жан-Пьер Дефоргес (Jean-Pierre Desforges) из Орхусского университета, ведущий автор исследования.
А вот в океанах, которые омывают Фарерские острова, Исландию, Норвегию, Аляску и Антарктику, положение не такое плачевное. Здесь популяции косаток растут, и, как прогнозируют ученые, они будут продолжать расти и в течение следующего столетия.
[Фото: EurekAlert]