Коллектив биологов, в составе которого сотрудники Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург), зафиксировал сильное одновременное сокращение численности трех разных видов лягушек и тритонов — редких и широко распространенных. Наибольшее снижение популяции произошло среди молоди, но, как отмечают ученые, пострадали и взрослые особи, а также яйца. Описание и результаты исследования опубликованы в журнале Conservation Science and Practice.

Озерные лягушки — одни из самых крупных современных земноводных. Фото: Илья Сафаров

«Мы полагаем, что причиной снижения популяции является широкий ряд антропогенных неблагоприятных факторов в сочетании с естественными колебаниями. Среди причин — глобальное потепление, патогенные инфекции, потеря среды обитания и воздействие агропромышленных химикатов. Но главная причина — засуха: сокращение количества осадков привело к дефициту воды в водоемах и повышению температуры воды, что в итоге сказалось на популяции амфибий», — поясняет соавтор работы, заведующий кафедрой биоразнообразия и биоэкологии УрФУ, заведующий лабораторией функциональной экологии наземных животных ИЭРиЖ УрО РАН Владимир Вершинин.

Ученые отслеживали численность амфибий (лягушек и тритонов) с 2018 по 2020 год в водоемах и парках Италии, Германии и России. В России исследование проводилось в Екатеринбурге и окрестностях города. В результате наблюдений ученые выяснили, что в Италии численность травяных лягушек (в России это краснокнижный вид) неуклонно снижалась: с 2018 по 2019 год она снизилась на 40%, а с 2019 по 2020 год — на 46,7%.

В Германии только у одного из восьми видов амфибий ученые не обнаружили признаков снижения популяции. Наибольший процент потерь был у «Обыкновенной квакши» (Hyla arborea) и двух видов тритона (Lissotriton vulgaris и Triturus cristatus). В России с 2018 по 2020 год численность молоди снизилась на 31,7%, что усугубило сохраняющуюся негативную тенденцию, начавшуюся несколько десятилетий назад, отмечают ученые.

«Негативная тенденция особенно заметна для двух видов — “Обыкновенного тритона” (Lissotriton vulgaris) и “Сибирского углозуба“ (Salamandrella keyserlingii), количество которых уменьшилось на 38,2% и 84,2% соответственно, — рассказывает Владимир Вершинин. — Независимо от причин, снижение популяции амфибий может иметь негативные последствия не только для этих видов, но и других, даже широко распространенных».

Как поясняет ученый, сокращение численности амфибий может иметь серьезные последствия, так как амфибии являются связующим звеном биогеоценозов суши и пресноводных водоемов, контролируют численность большого числа беспозвоночных-вредителей, которых, в отличие от птиц, потребляют не избирательно, переключаясь на более многочисленные. Личинки бесхвостых амфибий питаются мертвой органикой, а также микроскопическими водорослями, предотвращая цветение воды.

При этом глобальное сокращение популяций земноводных стало серьезной проблемой за последние 30 лет. Как полагали ранее ученые, скорость снижения численности амфибий увеличится к концу века. Однако результаты исследований демонстрируют все больше признаков того, что ускорение уже происходит в последние несколько лет.

Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета