Диана Чин (Diana D. Chin) и Дэвид Лентинк (David Lentink) из Стэнфордского университета построили модель, предлагающую одно из объяснений, как динозавры научились летать. Модельными существами послужили воробьиные попугайчики Лессона. Подробности своей работы ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Исследователи обучили четырех воробьиных попугайчиков (Forpus Coelestis) — это небольшие птицы, около 13 см. в длину, с окрасом в пастельных тонах — прыгать и летать ради наград, а именно порции пшена. Для эксперимента была разработана специальная клетка, где насесты служили одновременно датчиками, чтобы измерять силу прыжка у птиц. Вокруг клетки стояли высокоскоростные камеры, чтобы изучать движения крыльев птиц, перелетающих с ветки на ветку.

Для коротких прыжков попугайчики в основном используют силу ног как основной источник импульса, а крылья — для ситуации «контролируемого столкновения», когда энергия удара о ветку поглощается ногами. При прыжках на большие расстояния эти птицы по большей части использовали тягу, порождаемую биением крыльев.

На основе своих моделей скачков и маханий, построенных на полученных данных, исследователи предположили, как четыре птицеподобных динозавра могли использовать свои пока только крылоподобные лапы. Из этой четверки два, Archaeopteryx и Microraptor, — покрытые перьями динозавры, которые, скорее всего, летали или планировали между деревьев, — получили бы таким способом увеличение расстояния длинного прыжка на 20%. Два других, — Protarchaeopteryx и Caudipteryx, — скорее всего, не смогли бы сгенерировать достаточную тягу с помощью махания своими протокрыльями, чтобы поддержать в воздухе свое тело или увеличить длину прыжка.

Ученые предполагают, что Archaeopteryx получил преимущество перед прочими конкурентами в своей экологической нише благодаря использованию прыжков и махания крыльями для уменьшения затрат энергии на поиск пищи.

В общем, если вы когда-либо наблюдали за птицами, перепрыгивающими с ветки на ветку в поисках пищи, вы мельком наблюдали, как доисторические летающие динозавры промышляют среди лесных деревьев.