Так о науке с телевизионных экранов больше не рассказывают: вдумчиво, увлеченно, регулярно приглашая ведущих ученых со всего мира. Формат программы Сергея Капицы сложно назвать «интервью»: скорее это спокойная беседа, в равной степени интересная и для обоих участников, и для зрителей. Полвека назад, 24 февраля 1973 г., на телеэкраны Советского Союза вышел первый выпуск одной из старейших научно-популярных программ «Очевидное ― невероятное», бессменным ведущим которой в течение 40 лет был профессор Сергей Петрович Капица. Как позже писал ученый в книге «Мои воспоминания», «появилась передача, которая посвящена месту науки в современном мире».

Сергей Петрович Капица Фото из архива программы «Очевидное ― невероятное» / Геннадий Калашник

Сергей Петрович Капица 

Фото из архива программы «Очевидное ― невероятное» / Геннадий Калашник

 

Просвещать вопреки званиям

«Попробуйте, но стоить это вам будет дорого, это неизбежно отразится на отношении к вам коллег-ученых и разрушит вашу академическую карьеру», ― так академик Лев Арцимович сказал Сергею Капице в ответ на его сообщение о планах работать на телевидении. Так и вышло. Скептически настроенные в отношении журналистов советские ученые (а таким же Сергей Петрович вспоминал и своего отца), не приняли его в высшую научную организацию страны ни в советское, ни в российское время.

Задача популяризировать науку, просвещать общество для Сергея Капицы, тогда уже 45-летнего ученого, заведующего кафедрой МФТИ, оказалась важнее возможных научных званий ― программа «Очевидное ― невероятное» вышла на экраны. Сергей Капица нашел для всех правильные слова: и для зрителей, чтобы привлечь многомиллионную аудиторию к экранам субботними вечерами, и для власти, и для Гостелерадио. Цензура, тщательно выверявшая любые научно-популярные материалы в прессе, на радио и телевидении, программе Сергея Капицы доверяла больше, чем схожим проектам. За эфирами, конечно, приглядывали, но в творческий процесс не вмешивались и позволяли выпускать «Очевидное ― невероятное» без тщательных экспертиз. Позже ученый описывал в книге отдельные курьезные правила цензуры.

Сергей Петрович Капица и лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов Фото из архива программы «Очевидное ― невероятное»

Сергей Петрович Капица и лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов 

Фото из архива программы «Очевидное ― невероятное»

 

Сергей Петрович Капица и лауреат Нобелевской премии Джеймс Уотсон Фото из архива программы «Очевидное ― невероятное» 

Сергей Петрович Капица и лауреат Нобелевской премии Джеймс Уотсон 

Фото из архива программы «Очевидное ― невероятное» 

 

«Меня часто спрашивают, была ли у нас цензура. <..> Надо было представить своего рода клятвенное заявление, что в материалах нет ничего противного вере и Отечеству, и еще заявление специальной комиссии экспертов, что передача удовлетворяет таким-то требованиям. Этих требований был целый том, и эксперты знали их в той области, за которую отвечали. Я помню, например, что нельзя было показывать в кадре половозрелых крабов. Потому что тогда было разное законодательство, касающееся ползающих и плавающих морских тварей. Пока крабы плавают, они рыбы, а когда они ползают, то это другое. И поскольку половозрелые крабы могут и ползать, и плавать, становится непонятно, что это такое и какие правила к ним применимы. Я столкнулся с этим, потому что в нашем подводном фильме были крабы.

Когда меня пригласили работать на телевидение, мне сказали: “Вы все знаете про половозрелых крабов и прочее, и вы должны сами за все отвечать, а мы будем за вами смотреть”. Это самая разумная система, и у меня практически никогда не было серьезных затруднений с цензурой, разве что один раз с военными, когда я рассказывал про ускорители, тогда мощные ускорители рассматривались как космическое оружие. Мне сказали: “Вы нарушили, нельзя было об этом рассказывать”. — “Ну, покажите, что именно было нельзя говорить?” — “Нет, не можем, это секрет”. На этом мы и разошлись. Такие были времена», ― рассказывает Сергей Петрович Капица в книге «Мои воспоминания».

Программа «Очевидное ― невероятное» стала той передачей, в которой ученые могли искренне рассказать о своем видении мира и поговорить о глобальных проблемах: путях развития человечества, будущем науки, сути природы и т.д., — зачастую выходя за рамки специализации. Потому и нехватки гостей в эфире не было. Сам Сергей Капица вспоминал, что коллеги охотно откликались на приглашения: «Я никогда не знал отказа от своих ученых коллег ― все были готовы помочь». Сам из семьи ученых, он сумел со временем убедить людей науки в важности его телепрограммы.       

Программа на границе эпох

С первого выпуска в 1973 г. программа начиналась с недописанного стихотворения А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

Последнюю строку «И случай, бог изобретатель» советская цензура на экраны не пустила ― отсылки к религии на телевидении были исключены. Полностью эпиграф к программе появился только в демократичные 1990-е гг. Впрочем, и без последний строки эпиграф в полной мере отображал суть программы. Разговоров об «открытиях чудных» за долгие годы существования программы было действительно много: космос и археология, иммунитет и приемы иллюзионистов, Бермудский треугольник, глобальное потепление, экономика и т.д.

Программа «Очевидное ― невероятное» пережила многое. В 1991 г. Академию наук СССР реорганизовали в Российскую академию наук, а программа осталась на экране. В 1993 г. с экранов ушли научно-популярные проекты «Человек. Земля. Вселенная», «Это вы можете» и «Институт человека», а Сергей Капица продолжал рассказывать о науке. За последнее кризисное десятилетие ХХ в. миллионные тиражи научно-популярных журналов сократились в десятки раз, а программа «Очевидное ― невероятное» держалась.

В 1998 г. программу убрали с Первого канала: пик популярности оккультизма и массовых сеансов излечения через телеэкраны отразился и на «Очевидном ― невероятном». От автора требовали громить советскую науку и не трогать модные антинаучные убеждения. Капица отказался. Как он позже вспоминал, это был «интеллектуальный разгром России».

Первый канал, ОРТ, РТР, «Культура», ТВЦ, «Россия» ― телевизионные кнопки, на которых можно было найти программу Сергея Капицы, с годами менялись. Пару раз программа пропадала на год или полгода, но неизменно возвращалась до самой смерти Сергея Петровича Капицы в 2012 г. Сегодня программа «Очевидное ― невероятное» могла бы праздновать 50-летний юбилей. Альтернативы на телевидении пока не появилось. Предлагаем вам посмотреть несколько ярких выпусков этой передачи, которая долгие годы помогала обществу узнавать, понимать и развиваться.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 11. 3 августа 2002 г., ТВЦ. Нанотехнологии. Жорес Иванович Алферов.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 133. 28 февраля 2005 г., ТВЦ. Берестяные грамоты: новые находки. Валентин Лаврентьевич Янин.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 143. 30 мая 2005 г., ТВЦ. Современная  культура. Эволюция вкусов. Ирина Александровна Антонова.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 160. 23 ноября 2005 г., ТВЦ. Археология Сибири. Тайны Алтайских мумий. Анатолий Пантелеевич Деревянко.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 256. 19 сентября 2009 г., ВГТРК. Наука на Земле и в Космосе. Владимир Евгеньевич Фортов.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 210. 10 сентября 2007 г., ВГТРК. Думают ли животные. Зоя Александровна Зорина, Татьяна Владимировна Черниговская.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 204. 13 июня 2007 г., ВГТРК. Что делает человека разумным? Константин Владимирович Анохин, Татьяна Владимировна Черниговская.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 208. 13 августа 2007 г., ВГТРК. Шаманизм. Андрей Владимирович Головнев, Владимир Леонидович Кляус.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 234. 13 сентября 2008 г., ВГТРК. Единство лингвистики и генетики. Вячеслав Всеволодович Иванов, Константин Георгиевич Скрябин.

«Очевидное ― невероятное». Выпуск № 235. 27 сентября 2008 г., ВГТРК. Код ДНК Джеймса Уотсона. Джеймс Уотсон.