14 декабря проходит первый день Общего собрания членов РАН, которое посвящено роли науки в преодолении пандемий и посткризисном развитии общества. Президент РАО Ольга Васильева отметила влияние пандемии на уровень образования в России и мире.

«По оценкам ООН, 100 стран во время первой волны пандемии закрыли свои учебные заведения всех уровней. На сегодняшний день это беспрецедентное событие в истории человечества. По данным международной организации труда, за время пандемии 70% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые учились или сочетали учебу с работой, пострадали от закрытия школ, вузов и колледжей. 65% молодых людей отметили, что получили значительно меньше знаний в переходе с очного формата на онлайн», - отметила Ольга Васильева.  Президент РАО добавила, что в педагогических науках возникает термин, который характеризует молодую популяцию последних двух лет – «Поколение карантина».

 Ольга Васильева отметила, что пандемия подняла вопросы, которые необходимо сегодня решать: готова ли система образования к массовым переходам на дистанционные формы, как это отразилось на учениках и учителях, какие последствия возникнут позже.

Ольга Васильева рассказала о влиянии дистанционного обучения на здоровье детей. В частности, о вреде долгого пребывания перед экраном, а во время пандемии это время серьезно увеличилось. «На персональном компьютере и ноутбуке детям первого-второго класса можно заниматься в день 20 минут. Для детей третьего - четвертого класса 25 минут. Пятого – девятого классов – 30 минут. И в десятом - одиннадцатом классе 35 минут. Это данные СанПиН до пандемии. Понятно, что в случае дистанционного обучения все СанПиНы не работают, потому что все основное время мы проводим в интернете», - отметила Ольга Васильева.

Исследования показывают, что от 30 до 50 процентов школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы, причём, это данные, собранные до пандемии. А в нынешних условиях ситуация может стать сложнее. Президент РАО обозначила меры, которые необходимо предпринимать: в частности, это разработка алгоритма действий при введении в образовательный процесс альтернативных методов обучения, проведение экспертизы электронных образовательных ресурсов и развитие системы индивидуальной поддержки студентов.