Почти исчезнувший северный белый носорог может быть спасен

Впервые в лаборатории были выведены эмбрионы носорога, которые могут быть имплантированы суррогатной матери, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature Communications.

Ученые вводили сохраненную сперму северного белого носорога в яйцеклетку самки южного белого носорога - тесно связанных подвидов. Эмбрионы инкубировали до тех пор, пока клетки не начали дифференцироваться - наступил этап, на котором клетки могут быть имплантированы суррогатной матери.

Это «один из действительно важных шагов» к тому, чтобы в конечном итоге произвести новых детенышей носорогов, - говорит соавтор исследования Ян Стейскал, координатор мероприятий по сохранению северных белых носорогов в сафари-парке Dvůr Králové в Чешской Республике. В конце концов, исследователи надеются ввести подобные эмбрионы самкам южных белых носорогов или гибридных северно-южных белых носорогов.

Если это сработает, то обеспечит надежду на спасение вида от вымирания. Судан, последний самец северного белого носорога, умер в марте. Только две самки остаются в Кении, в неволе, без возможности естественного воспроизведения. Для сравнения, осталось более 20 000 южных белых носорогов.

В новом исследовании ученые использовали яйцеклетки самок южных белых носорогов и сперматозоиды, сохранившиеся от трех самцов северных белых носорогов. В то время как новые эмбрионы представляют собой гибрид северного и южного белых носорогов, способность создавать их является «механизмом спасения генов северных белых носорогов», - говорит соавтор исследования Томас Хильдебрандт, репродуктивный биолог Лейбницкого института изучения диких животных в зоопарках и в естественной среде (Берлин).

Если гибридные носороги когда-нибудь родятся, то они смогут служить цели выведения чистого белого носорога. Однако это процесс, который займет много поколений и будет охватывать несколько десятилетий.

Существует и потенциально более быстрый способ рождения чистого северного белого носорога. Исследователи планируют взять яйцеклетки у двух оставшихся самок и соединить их с сохраненными сперматозоидами северных белых носорогов. В случае успеха северный белый носорог родится в течение следующих трех лет, - говорит Хильдебрандт.

Также важную роль в спасении носорогов может играть технология стволовых клеток. Команда смогла получить плюрипотентные стволовые клетки, которые могут превращаться в любую клетку в организме, включая яйцеклетку и сперматозоид, из двух чистых южных белых эмбрионов. Хильдебрандт говорит, что есть 12 замороженных клеточных линий от северных белых носорогов, шесть из которых генетически различны – это важно для предотвращения инбридинга. Если исследователи смогут сначала превратить эти клетки кожи в плюрипотентные стволовые клетки, а затем в яйцеклетки и сперматозоиды, это станет еще одним способом выведения эмбриона чистого северного белого носорога.

Некоторые ученые предостерегают от излишнего оптимизма. «Сохранение вида или подвида требует гораздо большего, чем теория», - говорит Терри Рот, физиолог животных в зоопарке Цинциннати и ботаническом саду. По ее словам, Африка – эпицентр эпидемии браконьерства в отношении носорогов. В 2013 году браконьеры убили 13 носорогов, а в 2017 году - более 1000 особей. Любые усилия по восстановлению популяции северного белого носорога должны будут обращать внимание на эту критическую ситуацию.

Хильдебрандт согласен с этим мнением. Он добавил, что северный белый носорог исчез не потому, что он не смог эволюционировать, а потому что он не рожден пуленепробиваемым.

белый носорог выведение эмбриона гибрид исчезновение видов северный белый носорог стволовые клетки южный белый носорог