Почему у многих хищных млекопитающих такая сложная окраска морды

У представителей разных семейств к этому приводят разные эволюционные факторы.

Биологи из Калифорнийского университета в Дэвисе (США), под руководством Тима Кэро (Tim Caro) разобрались, почему у многих хищных млекопитающих такая сложная окраска морды и груди. Статью об этом, опубликованную в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology, пересказывает сайт журнала Science.

Причины, по которым фронтальные части тела многих хищных млекопитающих окрашены столь сложно и контрастно, до сих пор были во многом неясны. Жертвам хищников сложная окраска нужна для камуфляжа, это понятно. А вот зачем очковому медведю (Tremarctos ornatus) черные «очки» вокруг глаз, или африканской цивете (Civettictis civetta) — темные узкие полосы и пятна на светлой морде?

Чтобы ответить на этот вопрос, Кэро с коллегами проанализировали окраску 164 наземных хищных млекопитающих из шести семейств: кошачьи, собачьи, медвежьи, куньи (к которым относятся хорьки, выдры и барсуки), виверровые (циветы, бинтуронги и др.) и мангусты (к которым относятся также сурикаты). Для каждого вида ученые оценивали уровень сложности окраски его морды и груди, и сравнивали этот показатель с особенностями образа жизни и поведения.

Оказалось, что у разных семейств корреляции разные. Например, среди у собачьих представители самых сложно окрашенных видов (такие, как эфиопский шакал с его белым подбородком, шеей и двумя крупными белыми пятнами на груди) — одновременно самые социальные и проводят больше времени, охотясь в больших группах. Ученые полагают, что сложная окраска помогает им лучше узнавать друг друга.

Среди виверровых сложнее и контрастнее всего окрашены (подобно упоминавшейся африканской цивете) те, кто чаще конкурирует с другими хищниками за добычу и территорию. В этом случае окраска, по-видимому, играет роль заметного издалека предупреждения.

У медведей более сложная окраска свойственна видам с перекрывающимися ареалами — видимо, тоже чтобы узнавать своих. Впрочем, в этом семействе всего восемь ныне живущих видов, так что делать выводы с уверенностью нельзя.

Среди куньих контрастнее всего окрашены виды, имеющие пахучие железы для выработки отпугивающего врагов секрета. Например, зондский вонючий барсук (Mydaus javanensis) или африканский хорек (Ictonyx striatus). У них сложный рисунок на шкуре — предупреждающий сигнал «держись подальше».

В случае с мангустами и кошачьими, авторы пока не смогли найти убедительной корреляции между сложностью окраски и какими-либо экологическими и поведенческими особенностями.

Тем не менее, «результаты исследования показывают, что у представителей разных семейств окраску определяют разные эволюционные факторы», — прокомментировал Кэро.

Кстати, недавно выяснилось, что с окраской некоторых травоядных млекопитающих тоже не так все просто. Например, оказалось, что толщина и яркость черных полос на шкуре зебр связана со средней сезонной температурой их мест обитания.

виверровые камуфляж кошачьи куньи мангусты медвежьи млекопитающие окраска собачьи хищники