Ливия Шрик (Livia Schrick) и ее коллеги из Института Роберта Коха, Германия, совместно с учеными из Бразилии и США, предположили, что история вакцинации имеет в самой своей основе ошибку, поскольку знаменитый «мальчик, который выжил» был вакцинирован не коровьей оспой. Подробности своего исследования ученые изложили в статье, опубликованной в The New England Journal of Medicine.

Известно, что практика вакцинации началась в 1796 году, когда английский врач Эдвард Дженнер заразил мальчика коровьей осенью. Позже, когда он сделал ребенку инъекцию со смертельным вирусом оспы, ребенок не заболел. Таким образом, согласно традиции, родилась первая вакцина и последующее спасение миллионов жизней и увековечение коров в общественном здравоохранении — слово «вакцина» происходит от латинского слова vacca, означающее просто «корова».

Однако, как обнаружили ученые, вакцина, использованная для предотвращения оспы, состояла из оспы лошадей, а вовсе не коровьей оспы. В контейнерах на иллюстрации к этой новости находится вакцина против оспы, произведенная в 1902 году компанией HK Mulford, базировавшаяся в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Вернее, это контейнеры датированы 1902 годом, но поскольку в то время вакцину не хранили дольше шести месяцев, можно более-менее уверенно предположить, что и вакцина относится примерно к этому времени.

Это самый старый экземпляр вакцины, до сих пор проанализированный, хотя, надо признать, и он на столетие с небольшим моложе того, которым пользовался Дженнер. Так или иначе, когда ученые секвенировали ДНК вакцины, они обнаружили, что он больше всего напоминает геном оспы лошадей.

Собственно, и сам Дженнер писал, что в своих экспериментах использовал материал, взятый как у коров, так и у лошадей, и новое открытие предполагает, что, возможно, нам следует благодарить лошадей, а не коров, за первую в мире вакцину.

[Фотография: A. Nitsche et al., The New England Journal of Medicine (11 October 2017) © 2017 Massachusetts Medical Society]