Почему северное и южное сияние действуют по-разному

Ученые выяснили, что северное и южное сияние действуют по-разному, - пишет sciencemag.org со ссылкой на Geophysical Research: Space Physics.

Полярные сияния выглядят как солнечный ветер: порыв заряженных частиц, испускаемых солнцем, дует через магнитное поле Земли. Поскольку заряженные частицы движутся вдоль симметричных линий в магнитном поле Земли, связывающем северный и южный полюсы, имело смысл предположить, что атмосферные проявления в каждом полушарии будут отражать друг друга. Достижения в области технологии получения изображений Земли перевернули привычное представление в 2009 году, когда ученые наблюдали одновременные сияния на разных полюсах, и модели не совпадали.

В ходе исследования были изучены изображения 10 асимметричных сияний, снятых одновременно с обоих полюсов. Изменения в сияниях связаны с изменениями в Земном магнитном хвосте, являющемся вихревым расширением магнитного поля Земли. Исследователи обнаружили, что, когда солнечный ветер приближается к Земле с востока на запад, он создает неравномерное давление на земной магнитный хвост и наклоняет его в сторону планеты, окутанной тьмой. Этот наклон обусловливает особенности формы и расположения северного и южного сияния.

Полученные результаты могут улучшить предсказание солнечных штормов, которые могут нарушать работу электрических сетей, спутников и космонавтов в космосе, говорят специалисты. На данный момент, однако, наблюдатели могут просто оценить эти ошеломляющие световые шоу.

[Фото: sciencemag.org]