Ученые все еще спорят, в чем может быть причина: в расстройстве зрения или одном сильно доминирующем глазе, - пишет sciencenews.org со ссылкой на JAMA.
Предыдущее исследование показало, что у известных художников, возможно, было нарушение зрения, называемое экзотропией, когда один глаз поворачивается наружу. Из-за экзотропии мозгу становится труднее использовать входные данные от обоих глаз, чтобы видеть в 3D, поэтому он должен полагаться на двумерные сигналы, чтобы увидеть перспективу. Это дает людям с нарушением «уплощенный» взгляд на мир, что является преимуществом для художников, работающих на плоских поверхностях, таких как холст.
Но используя тригонометрию и фотографии людей, смотрящих в зеркало, Дэвид Гайтон - офтальмолог из Университета Джона Хопкинса и его коллега Ахмед Шакарчи, приходит к выводу, что у художников могли быть глаза, которые смотрели прямо перед собой.
Мозг людей с сильно доминирующим глазом будет отдавать предпочтение тому, что этот глаз видит. Поэтому, когда люди с сильно доминирующим взглядом пристально смотрят в зеркало - как, например, художники, наклоняющиеся, чтобы получить детали, необходимые для написания автопортрета - они могут почувствовать, что у них есть экзотропия, даже если это не так, говорит Гайтон.
Например, исследователи обнаружили, что человек с сильно доминирующим глазом и глазами в шести сантиметрах друг от друга, который сидит в 16,5 сантиметрах от зеркала, ошибочно воспринимает, что более слабый глаз повернут наружу под углом 10,3 градуса. Этот угол согласуется с углом глаза, изображаемым в некоторых произведениях искусства, нарисованных или смоделированных по образцу да Винчи.
«Это хорошая идея», - говорит Кристофер Тайлер - визуальный нейробиолог из Лондонского городского университета. Его предыдущий анализ шести произведений искусства - некоторые из них написаны самим да Винчи, а для других он, возможно, выступал в качестве модели - предположил, что у да Винчи была экзотропия. Во многих из этих работ глаза выглядят смещенными.
По словам Тайлера, у этой гипотезы есть и слабые стороны: чтобы геометрия объяснения сильного глаза работала, художнику придется сидеть «нереально близко» к зеркалу; также это не полностью объясняет, почему статуи, которые были вылеплены по подобию да Винчи другими художниками, также демонстрируют явную экзотропию.
Бевил Конвей - нейробиолог из Национального института здоровья в Бетесде (штат Мэриленд) считает, что оба объяснения правдоподобны. Обычная хитрость среди художников - закрыть один глаз и протянуть большой палец, чтобы понять, как трехмерный мир выглядит в 2-D. Как экзотропия, так и сильно доминирующий глаз могут иметь сходный «сплющивающий» эффект, который мог бы помочь да Винчи и Рембрандту воплотить трехмерный мир в жизнь на плоских полотнах.
«Дебаты все еще открыты, и ответ мы никогда не узнаем», - говорит
Конвей.
[Фото: sciencenews.org]