Джон Антониадис (John Antoniadis) из Института астрономии и астрофизики Дунлапа в Университете Торонто и астроном-любитель Андре ван Штаден (André van Staden) из Южной Африки изучили двойную систему MSP J1723-2837 с миллисекундным пульсаром. Они обнаружили необычную яркость спаренной с ним звезды, что объяснили пятнами и сильным магнитным полем этой звезды. Эта работа дает некоторые объяснения эволюции пульсаров, сообщает пресс-служба Университета Торонто со ссылкой на статью в Astrophysical Journal.

Астрономы проанализировали данные о яркости звезды-компаньона, сделанные Штаденом в течение 15 месяцев 30-см телескопом-рефлектором и ПЗС-камерой на заднем дворе обсерватории в Вестерн Кейпе. Анализ показал неожиданные всплески яркости звезды.

Ученые наблюдали миллисекундный пульсар в двойной системе звезд — один из самых быстровращающихся в нашей галактике. Изменение яркость спаренной с ним звезды было не синхронно 15-часовому орбитальному циклу пульсара — пик яркости звезды приходился позже пика яркости пульсара. Ученые решили, что это связано с пятнами на звезде, похожими на пятна на Солнце. Только эти звездные пятна были гораздо крупнее, а значит, у звезды есть сильное магнитное поле.

Ученые также решили, что звезда связана с пульсаром не так, как Луна с Землей — а в данном случае период обращения звезды короче, чем орбитальный период, что выражается в необычной кривой яркости.

Штаден начал изучать двойные системы с пульсарами в 2014 году, когда нашел в сети сайт Антониадиса, где эти системы были перечислены.

«Я заметил, что двойную систему MSP J1723-2837 хорошо наблюдать в Южной Африке, и что световая кривая еще не была составлена для этой звездной системы. Этот пульсар наблюдали мало, потому что у профессионалов не доходят руки и они не могут позволить себе долго наблюдать один объект», — цитирует ван Штадена пресс-служба.

Данные ученых о система MSP J1723-2837 проливают свет на эволюцию пульсаров. Считается, что пульсары рождаются из нейтронных звезд, которые поглощают газ от звезды-компаньона. Набрав веса, нейтронная звезда превращается в пульсар, который излучает в рентгеновском диапазоне с четко определенным периодом. Пульсар больше не забирает газ у своей пары, но его сильнейшее излучение повреждает ее. В последние годы ученые считают, что пульсар может снижать активность и снова забирать газ у звезды, а затем включаться опять. Такие переключения могут происходит множество раз. Считается, что радиация и звездный ветер от пульсара повреждают звезду. Но Антониадис и Штадена не увидели влияния звездного ветра: его либо нет совсем, либо он дует в другую сторону. Авторы работы сделали вывод, что возможно за явлением переключения пульсара лежит сильное магнитное поле звезды-компаньона.

Недавно международная группа ученых зафиксировала переход пульсара в режим пропеллера — быстрый переход от мощных вспышек к спокойному режиму.