Почему некоторые грибы стали «волшебными»

ИзображенАнализ действия псилоцибина на мозг мухи помог исследователям найти возможную причину, по которой множество разных видов грибов эволюционировали таким образом, что содержат один и тот же компонент.

Хотя у людей псилоцибин вызывает галлюцинации, на насекомых он, по всей вероятности, действует так, что они теряют аппетит. Таким образом его содержание в грибах может быть защитным механизмом против насекомых — к этому выводу пришла команда ученых из университета штата Огайо, которые также исследовали, почему это вещество встречается в составе совершенно различных видов грибов.

Псилоцибиновые грибы не принадлежат к одному типу или даже роду — психоделический компонент содержится в более чем 200 видах грибов, причем очень разных и, как правило, не связанных друг с другом. Это напомнило исследователям о феномене горизонтального переноса генов — когда генетический материал переносится между организмами не через механизмы наследования, а каким-либо еще, например, через вирус.

Ученые исследовали как грибы, содержащие псилоцибин, так и грибы, в которых его нет, и выяснили, что все псилоцибиновые грибы объединены наличием кластера из пяти генов. Эти гены продуцируют энзимы, необходимые для создания псилоцибина, и, вероятно, переносились от вида к виду целой группой.

Однако более всего исследователей интересовал вопрос, какова роль псилоцибина в природе. Чтобы ответить на него, они решили проследить за его действием на насекомых. У людей это вещество подавляет определенный нейромедиатор, что вызывает галлюцинации, но у насекомых подавление того же самого нейромедиатора приводит к потери аппетита. Это имеет большое значение, поскольку горизонтальный перенос генного кластера, связанного с содержанием псилоцибина, по всей видимости, происходил в средах с большим количеством насекомых, таких как навоз и гнилая древесина. Неясно только, как именно происходил перенос, поскольку среди грибов это явление не распространено.

Идентифицирование генов, ответственных за продуцирование псилоцибина, может помочь медицинским исследованиям, связанным с изучением терапевтических свойств компонента, в частности, синтезированию новых препаратов для людей, страдающих психическими расстройствами.

[Иллюстрация: gilaxia / iStock]