Представьте ситуацию. Вы узнали о том, что ваш друг совершил нелицеприятный поступок: изменил жене, проехал в трамвае без билета, незаслуженно получил премию, воспользовавшись результатами чужих трудов... Вроде бы ничего противозаконного он не сделал, но у вас в душе зашевелился червячок, и ваше отношение к другу изменилось. Но не найдете ли и вы похожие поступки в своем прошлом, но все же считаете себя честным человеком. Такие случаи бывали в жизни каждого из нас — известная пословица про бревно и соринку в глазу тоже о них. Почему же мы так быстро забываем о собственных проступках, но не относимся столь же великодушно к другим?

Мораль занимает центральное место в жизни общества. Серия исследований показала, что среди всех ценностей важнее всего для нас моральное удовлетворение. В одном исследовании участников попросили составить рейтинг человеческих качеств, которым они придают наиважнейшее значение. Участники оценивали всех, от работников ближайшей булочной до учителей и судей. Оказалось, что моральные качества, такие как честность, прямота и надежность, ценятся выше, чем любые другие, например коммуникабельность или ум, причем для всех социальных ролей.

Также оказалось, что людей, совершивших даже один небольшой проступок, мы видим в целом в более негативном свете. Так, в другом исследовании участникам предлагали оценить несколько ситуаций: в одной из них люди, которые обычно ведут себя этично, совершили какой-то проступок, в другой участники оценивали другие качества, например ум или креативность. Оказалось, что моральные ошибки осуждают гораздо строже. К примеру, искренний и скромный человек, который поступил несправедливо, оценивался гораздо критичнее, чем умный и спортивный человек, не обладающий творческими способностями.

Эти исследования подтверждают значимость морали и объясняют, почему любой аморальный поступок наносит такой сильный ущерб политической карьере. Гораздо больший, чем сказанная глупость или недостаток сочувствия, например.

Но почему? Возможно потому, что когда мы оцениваем моральные качества человека, мы стараемся предугадать, как он поступит с нами.

Другое исследование показало, что, хотя люди ценят такие качества, как сообразительность и коммуникабельность, но ставят выше того, кто менее образован и компетентен, чем того, кто менее морален. Из этого следует, что наша оценка таких качеств, как компетентность или ум, сильно зависит от морального облика их обладателя. Возможно, это объясняет, почему мы предъявляем такие высокие моральные требования к людям.

Изменчивый моральный код

По контрасту, мы гораздо менее внимательны к тому, какие ошибки совершаем сами. Как эластичные колготы, которые натягиваются, а затем рвутся, большинство из нас нарушает границы морали лишь до определенного предела. Это позволяет нам продолжать верить в нашу «хорошесть». Серьезные нарушения норм разрушат эту веру.

Все мы хотим видеть себя этичными, высокоморальными людьми и тем не менее иногда поддаемся искушению и ведем себя неэтично. Эти проступки проверяют на прочность наше восприятие себя, поэтому мы прибегаем к разным мысленным уловкам, чтобы нейтрализовать эту угрозу.

Одна из таких уловок — этический люфт. Мы убеждаем себя, что нарушение не так уж плохо, ведь оно может принести пользу другим, или напоминаем себе об этичных поступках, которые недавно совершили, таким образом убеждая себя, что мы не столь аморальны и можем позволить себе немного плохого поведения. Исследования показывают, что даже мужчины, осужденные за домашнее насилие, сохраняют представление о себе как о моральных личностях, вспоминая о своих хороших поступках.

После того как мы совершили неблаговидный поступок, мы можем забыть о нем или исказить его в памяти, чтобы остаться в рамках собственного представления о себе. Так, одно недавнее исследование показало, что большинство из нас страдают от этической амнезии, когда дело заходит о плохих поступках, но прекрасно, в деталях, помнят о хороших. Другие исследования показывают, что когда мы совершаем неблаговидный поступок, мы временно забываем о морали или думаем, что она к нашему случаю не относится. В то же время мы не проявляем подобной гибкости, когда дело касается других

Воспоминания о неэтичных поступках слишком тягостны, поэтому подобная забывчивость позволяет сохранять комфортное для нас представление о себе как о хорошем человеке.

Как бороться с лицемерием

Зная о том, на какие уловки идет наш разум, мы можем меньше осуждать других и стать чуть более честными с самими собой. Итак, что можно сделать?

1. Помните, что человек не всегда осознает, что делает что-то не так. Множество ситуаций весьма неоднозначны, и люди (в том числе и вы) склонны видеть эту неоднозначность в выгодном для себя свете. Например, человек может думать, что совершает хороший поступок, который принесет пользу другим.

2. Не думайте, что вам известны все обстоятельства, которые привели к такому решению.

3. Помните, что все мы пользуемся этическим люфтом. Все мы совершаем множество маленьких грехов, и иногда серьезные проступки начинаются с непреднамеренных мелочей.

4. Будьте честны с собой настолько, насколько это возможно, и признавайте свои моральные ошибки. Когда вы научитесь отслеживать свои мелкие проступки и их оправдания, вы осознаете, насколько легко в реальности изменить своим принципам. Это также поможет научиться не судить окружающих, когда они оступаются.