Зоологи из Кембриджского университета доказали, что способность лазить по вертикальным стенам теоретически возможна лишь у животных, по размерам не превышающим гекконов. У человека, к примеру, клейкими подушечками должно было бы быть покрыто 40% тела, чтобы он мог лазить по стенам, так что «липучек» на руках и ногах, как у человека-паука из комиксов, явно недостаточно. Статья ученых опубликована в PNAS, об исследовании рассказывает сайт университета.

Подсчеты ученых показывают, что у животных, способных лазить по стенам, доля площади тела, покрытая клейкими подушечками, прямо пропорциональна массе тела. например, у самых маленьких пауков это всего 0,02%, а у геккона — уже 4% от общей площади тела. Закономерность эту исследователи установили, сравнив эти показатели у 225 видов животных.

Таким образом, возможность лазить по стенам принципиально нереальна для больших животных, поскольку им пришлось бы иметь непрактично большие лапы, чтобы разместить на них подушечки нужной площади. В природе самые большие животные, наделенные способностью лазить по стенам, — это гекконы, и это, действительно, предел, согласно подсчетам кембриджских зоологов. «Если бы человек хотел лазить по стенам, как геккон, ему понадобился бы размер ноги на уровне 145 европейского размера, что совершенно непрактично», — пояснил ведущий автор исследования Уолтер Федерль (Walter Federle).

Правда, ученые обнаружили, что некоторые виды животных пошли по другому пути: их лапы не становились больше, зато сильнее становилась сама по себе клеющая способность подушечек на них. Возможно, здесь заложены еще определенные резервы, но механизм такого варианта эволюции встречается реже — по какой причине, еще предстоит выяснить.