Мария-Луиза Кампманн (Marie-Louise Kampmann) и другие участники международной группы ученых занялись пиявками, которые месяцами хранят кровь своих жертв. Авторы исследования, опубликованного в European Journal of Wildlife Research, считают, что пиявки могут не только помочь найти редких животных, но и определять, какие инфекции они несут в себе.

Некоторое время назад та же группа использовала пиявок, чтобы обнаружить несколько редких видов животных, например, оленя вида Muntiacus truongsonensis, мунтжака, обитающего в лесах на горах Чыонгшон во Вьетнаме. На сей раз ученые провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, возможно ли по крови, которую хранят пиявки, определить содержащиеся в ней инфекции.

Исследователи наполнили кишки свиньи человеческой кровью, в которую поместили четыре разных вируса — коровий герпесвирус (BHV), аденовирус человека (HAdV), вирус гриппа (серотип А, InfA) и морбилливирус кори (MeV). Затем они дали медицинским пиявкам (Hirudo spp.) насосаться этой крови.

Все вирусы, за исключением BHV, демонстрировали постепенное угасание с первого дня, и все вирусы, опять же за исключением BHV можно было увидеть в результатах анализа крови по крайней мере в половине образцов. Исключение — BHV — после 27 дня быстро деградировал и на 50 день анализ крови его не показывал.

Это означает, что пиявки в дикой природе могут дать способ оценить состояние здоровья их жертв даже спустя полтора месяца — при условии, что они хранят генетический материал так же, как их лабораторные собратья.

[Фотография: H. Krisp]