Следы какао на древних горшках, найденных на территории современного Эквадора, говорят о том, что впервые люди попробовали шоколад около 5300 лет назад. То есть почти на 1500 лет раньше, чем предполагалось. Родина первого шоколада также «переезжает»: из Центральной Америки в земли верхней Амазонки, пишет Science.

Древние цивилизации Центральной Америки, в том числе ольмеки и майя, обрабатывали семена какао для производства напитков, которые использовали в ритуалах и пирах еще в 1900 году до н.э., согласно древним текстам и этно-историческим отчетам. Некоторые исследователи считали, что эти цивилизации первыми придумали высушивать какао-стручки с дерева Теоброма (Theobroma), ферментировать их, обжигать и измельчать в пасту, из которой потом готовили напитки.

Однако ученые задавались вопросом, действительно ли с этого момента начинается история шоколада. Генетические исследования также показывали, что генетическое разнообразие дерева какао наиболее характерно для влажных лесов верхней Амазонки. Это говорит о том, что верхняя Амазонка - это место, где у людей была бы первая возможность использовать и культивировать Теоброму.

Археологи из Канады и Франции обнаружили на участке Санта-Ана-Ла-Флорида на юго-востоке Эквадора керамические изделия, в которых готовили и хранили шоколад. Сосуды включают в себя неукрашенные чаши и декорированные бутылки. Анализ обугленных остатков кулинарии, сохранившихся в сосудах, показал, что в них содержатся «зерна» крахмала такой формы, которая встречается только в стручках семян какао. В них также обнаружили химическую «подпись» теобромина – соединения, которое присутствует только в зрелых семенах какао. Еще одно доказательство было получено из анализа древней ДНК, извлеченной из керамики, которая соответствовала геномным последовательностям современных какао-деревьев.

В совокупности полученные данные говорят о том, что жители Санта-Ана-Ла-Флориды готовили шоколад в период с 5300 по 2100 гг. до н.э. На этом участке находится старейшее известное место культуры майо-чинчипе – народа, который занял западную Амазонку около 5500 лет назад. Исследователи считают, что древний народ еще не одомашнивал какао-деревья, а пользовался плодами дикой Теобромы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

[Фото: Science]