Cотрудники Института археологии РАН сделали уникальную находку при раскопках в древнейшей постройке Владимиро-Суздальской Руси, Спасо-Преображенском соборе в Переяславле-Залесском. Экспедиция обнаружила личную печать Вселенского патриарха Афанасия I (около 1235-1310 годов), игравшего важную роль в истории русской церкви и почитаемого ныне как святого.Находка была представлена в Суздале директором Института археологии Николаем Макаровым.
Раскопки в Спасо-Преображенском соборе, построенном Юрием Долгоруким в середине XII века, проводятся перед его будущей реставрацией. Это один из двух храмов Юрия, датируемых условным 1152 годом и сохранившихся до наших дней (под этим годом в летописи размещена общая сводка строительной деятельности князя, вторая сохранившаяся постройка — Борисоглебский храм в Кидекше).
Археологами было заложено несколько шурфов вне стен собора, и один — внутри, в дьяконнике. Именно в этом раскопе и была найдена печать патриарха. Это весьма крупная печать, заметно больше своих аналогов. Диаметр печати 41-45 мм, вес — 64 грамма. На лицевой стороне изображена Богоматерь, держащая на коленях маленького Иисуса, а на обороте размещена греческая надпись:
+ΑΘΑNA|CIΟCΕΛΕWΘV|ΑPXΙΕΠΙCΚΟΠΟC|ΚWNCΤΑNΤΙNΟV|ΠΟΛΕWCNΕΑCΡW|ΜΗCΚΑΙΟΙΚΟVΜΕ|NΙΚΟCΠΡΙΑΡ|XΗC
(Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх).
Историки знают четырёх Афанасиев, занимавших константинопольский патриарший стол, однако фигура Афанасия II (1450-1453), якобы последнего патриарха в Византии, сама по себе подвергается сомнению как историческая, Афанасий III и Афанасий IV — во-первых, служили очень короткие сроки (третий — полтора месяца, четвёртый — неделю), а во-вторых, жили в XVII веке, что противоречит и историческим обстоятельствам, а в-третьих, сама по себе печать гораздо ближе к печатям XIV века, чем XVII.
Тем более, что именно Афанасий I был связан с нашей страной. Он был приглашен на престол императором Андроником II Палеологом, и оказывал большое влияние на византийскую политику. Именно Афанасий I поставил в 1308 году киевским митрополитом Петра, который впоследствии перенёс русскую митрополичью кафедру в Москву. В 1309 году Петр был обвинен тверским епископом Андреем в симонии (продаже церковных должностей). Эти обвинения и рассматривались в Переяславле на соборе в 1310 или начале 1311 года в присутствии представителя патриарха Афанасия, выступившего в защиту Петра и привезшего письмо от патриарха.
«Можно полагать, что именно этот документ был скреплен печатью с именем патриарха, найденной в дьяконнике переяславского собора, — говорит Макаров. — Это очень большая удача и большая редкость. Нам нечасто удается находить предметы, связанные с деятельностью исторических лиц, известных нам по документам и летописям».
Как отмечает пресс-релиз Института археологии РАН, находки булл (так в науке называются свинцовые печати, скреплявшие документы) высших церковных иерархов Византии на Руси исключительно редки. До сих пор были известны лишь две: печать константинопольского патриарха Евстратия Гарида (1081–1084), обнаруженная в 1935 году при раскопках в Софийском соборе в Киеве, и печать патриарха Матфея I (1397–1410), происходящая со средневекового поселения на реке Воже, на территории Рязанской области. Именно поэтому находка третьей подобной печати можно считать настоящей археологической сенсацией.