Ранее были и другие версии: древние организмы, которые обитали на Земле более полумиллиарда лет назад, могли относится к царству грибов или группе водорослей, пишет Science.

Уже несколько десятилетий биологов озадачивали так называемые эдиакарские биоты – ископаемые организмы, населявшие Землю 635-541 миллионов лет назад, в эдиакарском периоде неопротерозойской эры. На первый взгляд древние организмы выглядят как окаменелые растения в форме трубки или листьев длиной до двух метров. Ученым известно, что эти странные формы жизни были широко распространены в морях, но что они из себя представляли – водоросли, грибы или совершенно других животных, ученые не могли выяснить давно. Палеонтологи Дженнифер Хоял Катхилл (Jennifer Hoyal Cuthill) из Токийского технологического института (Япония) и Цзянь Хань (Jian Han) из Северо-западного политехнического университета (Сиань, Китай) считают, что они окончательно установили личность таинственных существ: они были животными, некоторые из которых могли передвигаться, но не были похожими ни на один вид современных животных.

Палеонтологи впервые обнаружили эдиакаранские организмы в 1946 году в Эдикараских горах Южной Австралии. На сегодняшний день исследователи выявили около 200 различных типов этих организмов в древних породах по всему миру. Большинство их вымерло примерно незадолго до Кембрийского взрыва (около 540 миллионов лет назад), когда появились предки знакомых нам животных: губок, крабов и омаров.

Ученые нашли ключевые доказательства того, что эдиакарские организмы были животными. Они проанализировали более 200 ископаемых представителей морского вида Stromatoveris psygmoglena, который существовал на планете 518 миллионов лет назад. Они были обнаружены в провинции Юньнань на юго-западе Китая и прекрасно сохранились. Чтобы узнать, кем все-таки были Stromatoveris и другие эдиакарские организмы, палеонтологи провели компьютерный анализ на основе анатомических особенностей, по которому можно было эволюционные отношения между организмами. Анализ показал, что Stromatoveris и другие организмы эдиакарского периода не принадлежат ни к какой живой группе животных и не являются растениями. Вместо этого они составляют собственную ветвь на эволюционном древе животных и занимают положение между губками и сложными животными с пищеварительной полостью, такими как черви, моллюски и позвоночными, сообщает команда в журнале Palaeontology. Эта ветвь не оставила живых потомков.

Новый вывод решает одну загадку, но порождает другую. Вопрос состоит в том, почему исчезли эдиакарские организмы, которые процветали в течение 30 миллионов лет. Возможно, их исчезновение связано с появлением новых форм жизни в Кембрийском взрыве, однако некоторые из биот еще существовали и после этого крупного события.

[Изображение: Science]