Сотрудники географического факультета МГУ совершенствуют российскую систему нормирования содержания химических элементов в почвах. Для этого ученые изучают миграцию химических элементов в почвах и растениях в разных природных зонах страны, а также проводят детальный анализ зарубежного опыта нормирования качества почв. В сентябре 2019 года завершен химический анализ проб пород, почв и растений, собранных в рамках экспедиционных работ географов 2018 года в Курганской, Омской и Новосибирской областях.

Работы выполняют сотрудники и учащиеся кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ и факультета почвоведения Университета при поддержке Российского научного фонда.

— В России давно не пересматривали и не обосновывали новые предельно допустимые концентрации (ПДК) химических элементов в почвах. Содержание химических элементов в почвах важно оценивать, например, для получения безопасной для здоровья человека сельскохозяйственной продукции и своевременного вывоза из городов поверхностного слоя почв, загрязняемого от выхлопов транспорта и в результате работы предприятий, — рассказал руководитель экспедиционных работ, старший научный сотрудник географического факультета МГУ, руководитель проекта РНФ № 17-77-20072 Иван Семенков.

На сегодняшний день системы нормирования содержания химических элементов Нидерландов, Германии, США, Канады и России считаются наиболее развитыми. Помимо них географы МГУ проанализировали аналогичные системы Финляндии, Чехии, Китая, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии. Нормативы содержания веществ в почве разрабатывают на основе нескольких параметров. Среди них — субъект нормирования, геохимический фон, риск канцерогенных эффектов, действия в случае превышения норматива (необходимость очищения почв, вывоза загрязненной субстанции), универсальность показателя.

В зависимости от типа почвы (например, торфяная или чернозем) или ее разновидностей (глинистая или песчаная) нормативы отличаются лишь в России, Германии, Китае, Чехии и Канаде. Причем в Канаде эти различия учитывают только для органических загрязнителей. Усиление негативного воздействия на живые организмы при одновременном поступлении нескольких загрязнителей предусмотрено лишь в России и США. Даже при учете одного и того же показателя могут выявляться отдельные особенности, которые существенно влияют на получаемый норматив. Например, для расчета риска канцерогенных эффектов применяются разные периоды времени. То есть при сравнении, казалось бы, методически близких подходов необходимо анализировать всю систему разработки норматива.

Обоснование нормативов качества почв во многих странах отражает исторически обусловленные особенности ведения хозяйства, размещения населения, соотношения экологических и экономических ценностей при принятии управленческих решений, пестроту геохимического фона (то есть неоднородность состава отложений, на которых образуются почвы). Например, в системе ЮАР существуют отдельные нормативы для формальных и неформальных поселений. В Новой Зеландии действует особый подход к сельским поселениям. Там обычный селитебный норматив ориентирован на отдельные дома с личным подсобным хозяйством, где до 10% ежедневно потребляемых овощей собраны с собственного участка. А загородно-селитебный норматив в Новой Зеландии направлен на защиту здоровья семей фермеров, из расчета что до 25% овощей получены на личном подсобном хозяйстве. В Германии нормативы для сельхозземель, где предполагается выращивание пшеницы на хлеб или разведение овец, существенно выше, чем для обычных земель сельскохозяйственного назначения.

— Среди рассмотренных стран Россия лидирует по общему числу нормативов для валовых и подвижных форм химических элементов в почвах. Однако в России отсутствуют нормативы для целого ряда химических элементов, среди которых в Москве серебро, бериллий, молибден и таллий всё чаще рассматривают как наиболее распространенные загрязнители. Для оценки актуального экологического состояния почв по содержанию этих и других элементов можно использовать зарубежные нормативы с учетом местного геохимического фона, — сказал Иван Семенков.

Отечественная система нормирования качества почв может быть усовершенствована за счет разработки нормативов для особых территорий внутри городов – функциональных зон: парков, спальных районов, промзон, придорожных территорий. Кроме того важно проводить обоснование нормативов для территорий с повышенным геохимическим фоном и актуализировать имеющиеся нормативы за счет гармонизации методик, рекомендованных в середине XX века, и современных методов анализа почв.

Ссылки на публикации по этой теме:

https://istina.msu.ru/publications/article/230938185/

https://istina.msu.ru/publications/article/181662908/

https://istina.msu.ru/publications/article/171748871/

На фото в заставке: Прямоугольная площадка в центре кадра – результат взятия образца солянок с фиксированной площади для последующего расчета фитомассы и запасов химических элементов в растениях