Три с половиной километра для разбега и торможения – в Арктике построили взлетно-посадочную полосу для всех типов самолетов. Остров Земля Александры площадью вдвое меньше Москвы. Юридически он находится в Архангельской области, хотя до Архангельска оттуда 1600 километров по Баренцеву морю. Новая полоса позволяет принимать на Земле Александры, в том числе, самолеты стратегической авиации. Рассказываем про требования к взлетно-посадочным полосам и их необычные примеры.

Асфальт, железобетон, гравий, возможно, и грунт или даже лед – покрытие взлетно-посадочных полос (ВПП) не ограничивается каким-то определенным материалом. Например, в Антарктиде, на другой стороне Земли от новой полосы, которую построило Министерство обороны, насчитывается около сорока аэродромов, вместе с теми, что расположены на ближайших островах. И в основном самолеты приземляются на ледяную или снежную полосу. То, что это возможно и без специальной подготовки покрытия доказали еще первые Герои Советского Союза – полярные летчики, которые спасали с льдины экспедицию корабля «Челюскин».

На берегу бухты Трай Мор в Шотландии материал ВПП противоположный – аэропорт Барра единственный, где самолеты взлетают и приземляются на песок. Во время приливов он прекращает работу, а также не подходит для ночных рейсов. Исключение делают для экстренных случаев: тогда для освещения используют автомобильные фары и светоотражающие ленты.

Размеры полос, как и их покрытие, может отличаться в зависимости от типов самолетов, которые аэродром готов принять: легкомоторная авиация требует меньше места для разбега и торможения, например, мотодельтаплану нужно около ста метров, а грузовому Ан-124 «Руслан» - не меньше двух с половиной километров.

Аэропортом с самой короткой полосой считают «Хуанчо Ираускин» на острове Саба – 396 метров позволяют приземляться только самолетам с укороченным взлётом и посадкой, например, DHC-6. Такие же самолеты принимает и непальская полоса на высоте почти 3000 метров: аэропорт имени Тенцинга и Хиллари недалеко от Эвереста пользуется популярностью у альпинистов, но погода в районе аэропорта непредсказуема, и полеты возможны только днем при хорошей видимости. С 1973-го года при взлетах и посадках с 527 метровой полосы, которая расположена под уклоном в 12%, погибли больше 25 человек.

Авиабаза «Эдвардс»

Авиабаза «Эдвардс»

Вид на самую короткую взлетно-посадочную полосу в мире в аэропорту имени Тенцинга и Хиллари из кабины пилота. На посадку заходит самолет с укороченным взлетом марки Twin Otter

Вид на самую короткую взлетно-посадочную полосу в мире в аэропорту имени Тенцинга и Хиллари из кабины пилота. На посадку заходит самолет с укороченным взлетом марки Twin Otter

 

Самую длинную полосу построили в Америке на авиабазе «Эдвардс». Почти 12 километров в Калифорнии подготовили для приземлений испытательной модели космического корабля «Энтерпрайз». А также ее использовали как резервный аэродром челноков «Шаттл».

Разметить грунтовую полосу не получится – раскиснет и смоется в дождь, но полосы крупных аэропортов с твердым покрытием расчерчивают для помощи пилоту. Международные нормы требуют, чтобы обозначения на полосу наносились белой краской – если сама полоса слишком светлая, чтобы издалека увидеть разметку, белые маркеры обводят черным кантом. Чтобы увидеть обозначения ночью, при разметке используют светоотражающую краску.

Разметка взлетно-посадочной полосы

Разметка взлетно-посадочной полосы

Желтые метки у окончания полосы – это концевая полоса безопасности. Она защищает землю от выхлопов реактивных двигателей, а также дает самолету дополнительное расстояние твердого покрытия, если он выкатывается за пределы полосы. Летательным аппаратам запрещено находиться на этом участке полосы – покрытие не рассчитано на вес транспорта.

Белые стрелки – это перемещенный порог, зона, где разрешен разбег, пробег и руление самолетов, но еще запрещена посадка.

Место, с которого можно начинать приземляться, это порог: белые полосы в виде «зебры» заметно издалека.

За порогом идет маркированный номер – это не порядковый номер полосы или аэропорта. Цифры от 1 до 36 - посадочный магнитный путевой угол: каждая полоса расположена на определенном магнитном курсе, который округляют до десятков. Например, полоса непальского аэропорта имени Тенцинга и Хиллари расположена на курсах 60–240 градусов. Соответственно один ее торец помечен цифрой 06, второй – 24. Если на аэродроме несколько параллельных ВПП, то к цифрам добавляют латинские буквы: L – левая, R – правая и C – центральная.

Двойные параллельные прямоугольники начинаются в 150 м от порога полосы - это зона приземления.

По центру полосы проходит осевая линия, возможны и боковые линии.

Разноцветная подсветка ВПП

Разноцветная подсветка ВПП

Единые нормы подсветки взлетно-посадочных полос позволяют пилотам ориентироваться даже в незнакомом аэропорту. Для безопасного руления, взлета и посадки используют разноцветную подсветку: зеленые, красные, белые, синие и желтые огни.

Зеленые огни - обозначают начало взлётно-посадочной полосы.

Красные огни – это конец ВПП, а также стоп-сигналы, которые показывают места, где движение запрещено: например, у пересечений рулёжных дорожек.

Белые огни обозначают боковые границы полосы. Ими же ограничены зоны приземления в 900 м от начала полосы.

Синие фонари – границы рулежных дорожек.

Огни жёлтого цвета предупреждают пилота о приближающемся пересечении рулёжных дорожек и сигнализируют об окончании безопасной зоны и кромки ВПП.

 

Фото на главной: hisour.com

По материалам Википедия, Вокруг Светаbiletik.aero