Осколки космоса

Китайцы называли их стрелами ангелов, а греки метательными копьями. На самом деле «метеор» – в дословном переводе с греческого это «небесное явление».

1. Были времена, когда так называли любое атмосферное явление, и отсюда произошло название науки метеорологии. Но потом ученые разобрались, и стали называть метеорами явления вполне конкретные явления: вспышки или нечто подобное, возникающие при вторжении в атмосферу Земли мелких космических тел – осколков комет, например, или астероидов. Иногда эти обломки тоже попросту называют метеорами, хотя правильнее было бы назвать метеорным телом.

2. Метеор, звездная величина которого превышает –4, то есть яркостью превосходящий Венеру, и имеющий заметные угловые размеры, обычно называют болидом – в переводе с греческого «метательным копьём». Но различие между метеором и болидом – не более, чем праздные разговоры, Международный астрономический союз не вводил официального определения понятия «болид».

3. Скорость вторжения метеорного тела в атмосферу Земли космическая – от 12 километров в секунду и выше.

4. Метеоры часто группируются в метеорные потоки. Они появляются в определенное время года и в определенной стороне неба. Науке уже известны метеорные потоки под названием Леониды, Квадрантиды, Персеиды, Геминиды. Все они порождены кометами и являются результатом таяния комет при прохождении Солнечной системы.

5. Чтобы метеор сделался метеоритом, нужно совсем немногое: он должен упасть на Землю.

6. Самый первый случай падения, зафиксированный летописью, произошел в Китае в 654 году до нашей эры. С тех пор документы бесстрастно фиксируют: Цзилинь в Китае – 1770 килограммов, Парагулд в США – 372 килограмма, Гоба в Намибии – 60 тонн.

5. В Лаврентьевской летописи есть запись, которую датируют XI веком: «В се же лето... спаде превеликий змей от небеси, ужасошася все людие. В се то же время, земля стукну, яко мнози слыша». Вот, оказывается, что было прообразом Змея Горыныча – метеорит!

6. Екатерина II издала указ о розыске метеоритов, и с тех пор в наших широтах обнаружили их около двухсот.

7. Метеоритом то, что упало в 1908 году в бассейне Подкаменной Тунгуски, называют весьма условно. Очевидцы в окрестных деревнях вспоминали огненный шар, страшный шум и сильный удар. За 800 километров от места предполагаемого падения кондуктор остановил поезд, думая, что взорвался вагон. На площади в 2000 квадратных километров ударной волной повалило лес. Но на всей этой гигантской площади нашли лишь крохотные силикатные и магнетитовые шарики и не обнаружили ни одного крупного метеоритного осколка.

8. В 1947 году было иначе: 12 февраля на западных отрогах Сихотэ-Алинского хребта в 10 часов 38 минут утра в тайгу упали около 100 тонн второго из двух крупнейших метеоритов XX века – первым в 1908 году был Тунгусский. В воздухе метеорит развалился на тысячи кусков и на землю обрушился настоящий железно-никелевый дождь. Чтобы собрать все эти осколки, множество людей буквально прочесывали зимнюю уссурийскую тайгу. Все, конечно, не собрали, но 23 тонны оплавленных рельефных железных кусков ученых удовлетворили. А остатки можно отыскать и в наши дни.

9. По традиции метеорит должен был получить имя соседнего поселка Бейцухе. Но китайское название кого-то смутило, и ему дали имя горного хребта. А поселок Бейцухе потом переименовали – теперь он называется Метеоритный.

10. Третий из легендарных метеоритов, упавших в России, – Челябинский. 15 февраля 2013 года примерно в 9 часов 20 минут по местному времени о Землю в районе Челябинска ударились фрагменты небольшого астероида, который разрушился в результате торможения в атмосфере на высоте 15-25 километров. Это самое большое из небесных тел, падавших на Землю, после Тунгусского метеорита. По оценкам учёных из Института Астрономии РАН мощность взрыва составила от 0,4 до 1,5 мегатонн в тротиловом эквиваленте. 11. Ученые давно научились классифицировать метеориты и выделяют десятки разных групп, но основных видов метеоритов всего три: железный, каменный и железокаменный.

12. С каждым из видов свои сложности: каменные трудно искать, они теряются среди обычных камней, и легко обнаруживаются только в Антарктиде. Железные издавна пускали в дело – большинство древних железных предметов сделаны как раз из метеоритного железа. А когда испанский конкистадор Кортес увидел у знатных мексиканских индейцев ножи и спросил об источнике железа, индейцы показали ему на небо.

13. Множественное падение метеоритов на землю называют метеоритным дождем. Его не надо путать с метеорным потоком, который описан в пункте 4. А то раньше путали: и то, и другое называли огненным дождем и рассматривали, как божье знамение. Считают, что самый сильный дождь прошел в ночь с 12 на 13 ноября 1833 года. Он продолжался непрерывно 10 часов, и за это время на поверхность земли выпало примерно 240 тысяч метеоритов.

14. На месте падения одиночного метеорита образуется кратер, по-другому называемый астроблемой, при выпадении метеоритного дождя – кратерное поле. И среди кратеров тоже есть своего рода «звёзды»: так, самым известным на Земле считается Аризонский кратер, названный по имени штата, в котором он дислоцируется. Учёные рассчитали, что кратер возник около 50 тысяч лет назад после падения метеорита весом 300 тысяч тонн, летевшего со скоростью 45-60 тысяч километров в час. Взрыв от падения был в три раза мощнее взрыва Тунгусского метеорита и по мощности равен взрыву 8000 атомных бомб, подобных той, что сбросили на Хиросиму. 15. Учёные полагают, что самый большой метеоритный кратер на Земле – это Кратер Земли Уилкса в Антарктиде, диаметр которого около 500 километров. Поскольку он спрятан под ледяным щитом, прямые наблюдения пока невозможны.

16. Порой метеоритам находят своеобразное применение. Метеорит, упавший в 1918 году близ города Кашина, истолкли в мелкий порошок и употребили как лекарство. Многим, говорят, помогло.

17. Метеоритные кусочки замечены на деньгах Островов Кука и на марках Австрии. Почта Австрии выпустила в 2006 году почтовый блок с изображением падающего на Землю метеорита. Для пущего впечатления на каждую марку нанесли 0,03 грамма метеоритной пыли с метеорита, найденного в Марокко.

18. В годовщину падения Челябинского метеорита на Олимпиаде в Сочи вручали медали с осколками метеорита.

19. Случаи попадания метеорита в человека отмечены, но они нечасты. Пожалуй, самый известный из них произошел 30 ноября 1954 года в штате Алабама. Метеорит весом около 4 килограммов пробил крышу дома и ударил его хозяйку, Анну Элизабет Ходжес по руке и бедру. Дама не пострадала, но в больницу все же отправилась – дабы укрыться от наплыва зевак.

20. Многочисленные – более полутора тысяч человек – пострадавшие от падения метеорита в Челябинске в феврале 2013 года были ранены вовсе не кусками метеорита, а осколками стекла и прочими обломками строительных конструкций. Те, кто не пострадал, отнеслись к катаклизму с юмором и даже шутили: «Ничего так не бодрит, как с утра метеорит».

21. В России установлены несколько памятников метеоритов. Самые известные из них: памятник метеориту «Палласово железо» на вершине Метеоритной сопки в 200 километрах о Красноярска и мраморная стела на берегу озера Чебаркуль в одноименном городе.

метеор метеорит