Более 33 миллионов человек на Земле заражены сейчас ВИЧ-инфекцией. Вирус ВИЧ-1 внедряет свой геном в ДНК жертвы, делая заболевание практически неизлечимым.

Команда исследователей из Школы медицины Темпльского университета в Филадельфии опубликовали статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, где подробно описана разработанная ими методика, позволяющая эффективно удалять из клеток зараженного организма генетический материал ВИЧ-1. Это важнейший шаг на пути к изобретению лекарства, навсегда избавляющего человечество от СПИДа. Таким же способом можно будет лечить и другие скрытые инфекции.

Глава исследовательской группы доктор  Камел Халили утверждает, что отслеживать и извлекать вирусный геном способна комбинация фермента, редактирующего ДНК (нуклеазы), и нити так называемой направляющей РНК (GuideRNA). Затем генетическая ячейка ремонтируется: свободные концы спаиваются клеточным защитным механизмом, и в результате получается совершенно здоровая, свободная от вируса клетка. Благодаря использованию методики в эксперименте подобным образом удалось «отредактировать» несколько основных типов клеток, обычно поражаемых ВИЧ-1, в том числе микроглии, макрофаги и Т-лимфоциты.  Избежать повреждения здоровых клеток пациента при этом удалось благодаря использованию созданных учеными особых нуклеотидных последовательностей, которые не появляются в каких бы то ни было кодирующих последовательностях ДНК человека. Это позволяет избежать случайного связывания направляющей РНК с любой другой частью генома пациента.

«Иммунная система не способна самостоятельно уничтожить ВИЧ-1 — вылечить болезнь можно, лишь удалив вирус, — поясняет Камел Халили. — Немаловажно, что аналогичная методика может применяться для борьбы со многими другими трудноизлечимыми вирусами». Новая технология также будет использоваться для создания терапевтической вакцины: клетки, вооруженные комбинациями нуклеазы и руководящей РНК оказались абсолютно непроницаемыми для ВИЧ-инфекций.

Специалисты из Темпльского университета считают, что на доработку методики уйдут еще два-три года. Ученые также предупреждают, что ВИЧ-1 склонен к мутациям, поэтому лечение должно быть строго индивидуальным, адаптированным под уникальные вирусные последовательности каждого пациента. Как бы то ни было, в арсенале борьбы со СПИД появляется новый мощный инструмент, который способен произвести настоящий переворот в лечении этой «болезни века».

Фото превью: ru.123rf.com