Найден ген, определяющий будущую половую принадлежность клетки

Японские исследователи открыли ген, от которого зависит станет ли зародышевая клетка сперматозоидом или яйцеклеткой.

Тошия Нишимура (Toshiya Nishimura), Минору Танака (Minoru Tanaka) и их коллеги из Национального института фундаментальной биологии и других научных учреждений Японии открыли ген, отвечающий за то, какой клеткой станет зародышевая — мужской или женской. Статья ученых опубликована в журнале Science.

Такой функций у позвоночных, как выяснилось, обладает ген под названием foxl3. Исследование проводилось на рыбах под названием медака (Oryziaslatipes). После выключения этого гена самки рыбы вырабатывали нормальные сперматозоиды и самостоятельно производили потомство. Хотя они внешне выглядели как другие самки, на деле у них было много мужских половых клеток и мало женских.

Ученых удивило, что ген-переключатель может быть активен вне зависимости от пола его обладателя. Это совершенно новый механизм, который был обнаружен у рыб данного вида и по предположению ученых характерен не только для них.

Сейчас ученые думают также о путях применения своего открытия в аквакультуре — разведении и выращивании различных водных организмов.

oryziaslatipes ген foxl3 генная инженерия