Согласно исследованию, результаты которого опубликованы в журнале eLife, различия в том, как разные крысы реагируют на «сигналы вознаграждения», которые связаны с «зависимым» поведением, таким как злоупотребление психоактивными веществами и переедание, можно проследить в определенном нейронном пути, передает портал EurekAlert! со ссылкой на eLife. Работа может помочь раскрыть, почему некоторые люди в меньшей степени, чем другие, способны противостоять сигналам соблазна.

Полученные данные помогают объяснить результаты предыдущих поведенческих исследований на крысах, которые показали, что некоторые из животных больше поддаются сигналам, связанным с едой.

«Те, кого чрезмерно привлекают стимулы, связанные с вознаграждением, скорее всего, подвержены большему риску нарушений контроля импульсов, включая расстройства пищевого поведения и злоупотребление психоактивными веществами, – говорит ведущий автор исследования Паоло Кампус (Paolo Campus), Ph. D, научный сотрудник в Институте молекулярной и поведенческой неврологии при Мичиганском университете (США). – Мы хотели выяснить, какие области мозга и химические вещества могут сделать человека более восприимчивым к этим условиям».

Чтобы это выяснить, команда использовала метод хемогенетики (включает в себя метод генной инженерии) и микродиализ. Она стимулировала нейронный путь (путь, по которому электрический импульс проходит от одной нервной клетки к другой), который соединяет предлимбическую кору (PrL) с паравентрикулярным ядром таламуса (PVT) у крыс, которым трудно противостоять сигналам, связанным с пищей. После этой процедуры привлекательность «сигналов еды» для грызунов снизилась. Включение этой цепи у крыс, которые были менее восприимчивы к пищевым сигналам, не влияло на их поведение.

А когда исследователи «отключили» работу этого пути нейронов у крыс, которые ранее не интересовались связанными с едой сигналами, животные стали искать эти сигналы. Команда также обнаружила, что включение этого пути у животных, которые были равнодушны к «сигналам искушения», увеличило количество дофамина в их мозге – химического вещества, которое делает стимулы вознаграждения более привлекательными.

Ученые пришли к выводу, что путь PrL-PVT контролирует дофамин-зависимый процесс и может снизить стимул получить сигнал о пищи. Это достигается путем управления процессами в мозге, которые помогают ассоциировать сигнал о еде с вознаграждением, таким как высвобождение дофамина.

В настоящее время методы, которые использовали ученые, не могут применяться в клинических исследованиях – с людьми. Поэтому необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы подтвердить, что этот нейронный путь необходим для регулирования поведения, связанного с наградой, также и у людей.

«Это может помочь ученым лучше понять, почему у некоторых людей развиваются расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, переедание, страсть к азартным играм или другие расстройства импульсного контроля, – сказал Шелли Флэджел (Shelly Flagel), доктор наук, профессор Института молекулярной и поведенческой неврологии Мичиганского университета. – Эта нейронная цепочка потенциально может стать целью для новых методов лечения или предупреждения таких состояний».

[Фото: FLAGEL LAB]