Пустыня Стшелецкого в Австралии является родиной двух совершенно разных ландшафтов: 10-метровых песчаных дюн с «пятнами» плотных древесных кустарников и – всего в нескольких километрах – небольших и более плоских дюн, окруженных редкой растительностью. Причина такого разделения – дикая собака динго.

А вернее, – ограда, которая защищает пастбища местных фермеров от некогда повторно одичавших собак. К такому выводу пришли ученые из Центра по изучению экосистем (Centre for Ecosystem Science) при Университете Нового Южного Уэльса после того, как сравнили ландшафт по обе стороны от проволочной ограждения. Их работа представлена в Journal of The Royal Society Interface.

Сетка из проволоки была установлена еще в конце XIX века вокруг пастбищ овцеводческих ферм, расположенных в Квинсленде, Новом Южном Уэльсе и Южной Австралии – австралийских штатах, части которых занимает пустыня Стшелецкого. Огромная «стена» растянулась более чем на 5500 километров.

Исследователи сравнили снимки гусениц и растительного покрова по обе стороны ограды с историческими аэрофотоснимкам, сделанным в период между 1948 и 1999 годами. Они обнаружили, что «внутри» ограждения, где не обитают собаки динго, на один гектар земли приходится примерно на 60 древесных кустарников больше, чем с другой стороны. Дюны на стороне пастбищ также выше на 66 сантиметров.

Вероятное объяснение, по словам команды, заключается в том, что без высшего хищника, такого как динго, мелкие охотники – лисы и кошки – процветали, уничтожая тушканчиковых мышей и кроликов. Когда осталось меньше животных, которые питались семенами растений, кустарники стали хорошо распространяться. Рост числа кустарников, предположительно, стал причиной роста дюн. Растения могут «удерживать» песок, который переносит ветер, заставляя дюны увеличиваться в своих размерах.

[Фото: Science, Journal of The Royal Society Interface]