Приматологи из Немецкого центра по изучению приматов (DPZ) и психологи из Геттингенского университета обнаружили, что чем больше сходство в личности самцов горных резусов (ассамских макак), тем сильнее их социальные связи. Предполагается, что это поведение обеспечивает эволюционное преимущество: если у друзей похожий характер, им проще общаться и сотрудничать в критических ситуациях, говорится на сайте DPZ. Результаты работы опубликованы в журнале Animal Behaviour.

В течение почти двух лет исследовательская группа наблюдала за поведением 24 самцов горных резусов в заповеднике дикой природы Phu Khieo в Таиланде. С помощью специальных протоколов поведения и анкет, подобных тем, которые используются в психологии человека, ученые составили портреты личности и характера приматов. Наблюдение показывает, что сходство характеров двух самцов можно определить по таким параметрам, как стадный инстинкт, агрессивность, общительность, бдительность и уверенность. Выяснилось, что чем сильнее связь между двумя самцами, тем больше сходства в их манере общения. Примечательно, что не имело значения, являются ли особи в высшей степени общительными или нет, они должны были быть только похожими: два довольно одиноких животных, которые избегают других, могут быть такими же близкими друзьями, как два социально активных самца.

Ученые также проверили, не происходит ли обратный эффект: не становятся ли друзья все более похожими со временем. Для этого за самцами горных резусов наблюдали до и после того, как те мигрировали в новую группу и нашли новых социальных партнеров. Оказалось, что личность животных оставалась довольно стабильной, то есть не менялась при общении с новым другом.

[Фото: PIYA SAAISAWATIKUL]