24 января на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошла III Международная научно-практическая конференция "Трансформация академических и профессиональных компетенций в эпоху цифровизации". Российские и зарубежные специалисты обсудили, как изменилась методика преподавания с изменением технологий, как сегодня формируются профессиональные компетенции, как эффективно применять информационно-коммуникационные технологии и другие вопросы. Конференция организована в партнерстве с Центром языков и межкультурной коммуникации кафедры иностранных языков экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и издательством Оксфордского университета.
На пленарном заседании участники конференции обсудили актуальные вопросы и вызовы современного образования, роль и функции преподавателя в системе непрерывного образования, а также фактор формирования профессиональных качеств специалистов в сфере экономики. Помимо пленарного заседания докладчики представили свой взгляд на систему образования в рамках 3 секций.
С приветственным словом выступила Анна Моррис — региональный менеджер Oxford University Press. Платформа издательства предоставляет целый комплекс вебинаров, конференций и онлайн-ресурсов для преподавателей. И, конечно, издательство выпускает профессиональную литературу для преподавателей иностранных языков. Главная цель OUP — создание высококачественных академических и образовательных ресурсов для преподавателей во всем мире.
С докладом о проекте OXBRIDGE выступила президент образовательной компании RELOD Светлана Уласевич. По словам президента компании, за последние 30 лет произошло множество изменений, как политических, так и экономических. Это, в свою очередь, привело к тому, что изменилась сама система образования и подготовки специалистов. Эти изменения коснулись всех дисциплин и предметов, в том числе сферы преподавания иностранных языков. И главным преимуществом продуктов компании стало то, что все изменения, отражающиеся в иностранном языке, уже были внедрены в систему. Так, развитие soft skills (гибкие навыки) и global skills (глобальные навыки) уже было отражено в тех учебниках по иностранным языкам, которые разрабатывали в RELOD. По мнению Светланы Уласевич, преподаватели иностранных языков всегда видят систему образования намного шире, что позволяет формировать нужные компетенции у своих учащихся.
Светлана Уласевич упомянула также место учителя в системе образования. По ее словам, учитель — остается одним в поле воином, если у него нет поддержки со стороны образовательной организации. Поддержка предполагает качество подготовки учителей, методического обеспечения, учебного обеспечения, управления, образовательной среды, научных разработок и экспертизы, независимого мониторинга. "Система должна быть прозрачной для всех, в том числе для учащихся".
Об изменениях, связанных с цифровизацией образования, рассказала Екатерина Колесникова — руководитель департамента иностранных языков Высшей школы экономики. Каждый университет — это отдельная страна со своими стандартами, проектами. И важно понимать, что существует несколько предпосылок цифровой революции в сфере образования. Одна из них — 4-я индустриальная революция, которая предполагает изменение ресурсов, образовательных моделей и процессов. Вторая предпосылка связана с изменением традиционных моделей университетов. Университет — экосистема инноваций, открытая организация, сотрудничающая с многочисленным партнерами. Третья предпосылка — развитие систем обучения, построенных на использовании искусственного интеллекта. Сегодня это целый комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека, в том числе самообучение и поиск решений на базе заданных алгоритмов. Четвертая предпосылка связана с таким явлением, как цифровой дарвинизм — стремительное развитие цифровых технологий и неспособность быстро под них подстраиваться.
Сегодня, по мнению Колесниковой, особая роль отводится изучению возможностей использования информационных и коммуникационных технологий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. "Мы вносим большой вклад в личностное развитие обучающихся, именно поэтому важна междисциплинарность".
Татьяна Разумова, профессор, заведующая кафедрой экономики труда и персонала МГУ, представила свой взгляд на роль и функции преподавателя в системе непрерывного образования. "Не только культура формирует отношение человека к работе, но и мотивация", — заметила Разумова. Еще в 1962 году ЮНЕСКО предложила идею непрерывного дополнительного образования. В международной практике существуют самые разнообразные типы дополнительного образования, как профессионального, так и личностного. В нашей стране типов дополнительного образования не много, но нам есть к чему стремиться. Основные преимущества дополнительного образования — нет возрастных и территориальных ограничений, разнообразие форматов, развитие разных навыков.
После пленарного заседания мы поговорили с лекторами о главных тенденциях современного образования.
Светлана Уласевич: "На конференции мы затронули вопросы цифровизации. Однако они был затронуты не в аспекте личных качеств и умений преподавателя или готовности перейти у цифровизации, а, в большей степени, в аспекте готовности образовательной организации этот переход осуществить. С моей точки зрения, все представленные подходы по подготовке организаций находятся в стадии разработки основных идей. Есть хороший накопленный опыт, но нужен административный ресурс, чтобы внедрять цифровизацию не на уровне отдельных преподавателей, а на уровне всей образовательной организации".
Анна Моррис: "Всё, что было сказано сегодня — актуально для всех присутствующих. Я уверена, что все участники будут использовать озвученные идеи в своей работе вне зависимости от того, с каким профессиональным багажом они пришли на эту конференцию. Все выступления на пленарном заседании были интересными. <...> Мне кажется, что преподаватели относятся к той категории людей, которые постоянно учатся. Иначе, мы бы не пришли в образование. Для того чтобы быть интересным для других, нужно чтобы тебе самому было интересно. И результаты студента, как правило, зависят от огромной работы и мотивации со стороны учителя. Если преподаватель заинтересован, то и студенты у него мотивированы".
Геннадий Зайцев, глава представительства издательства Оксфордского университета в России: "Конференция посвящена вопросам трансформации традиционных форм образования в сторону современных цифровых технологий. Именно в правильном сочетании и пропорциях традиционных образовательных форм (например, печатных материалов или учебников) и цифровых форм, которые будут понятны студенту и которых он будет ожидать от преподавателя, лежит ключ к успеху".
* РЕЛОД — эксклюзивный дистрибьютор издательств Oxford University Press (ELT division) и CLE International в России. Миссия компании заключается в содействии экономическому и культурному развитию Российской Федерации и её граждан через обеспечение доступа к лучшим мировым образовательным технологиям и источникам информации, с одной стороны, и содействии людям в овладении одним из ключевых инструментов для этого — знанием иностранных языков, с другой.
* Oxford University Press — известнейшее издательство в Великобритании и крупнейшее университетское издательство в мире.