Новое исследование показывает, что здоровый образ жизни может успешно предупреждать сердечно-сосудистые заболевания, - пишет eurekalert.org.

Физическая пассивность, курение, высокое кровяное давление, диабет и высокий уровень холестерина играют большую роль, чем генетика, у многих молодых пациентов с сердечными заболеваниями, согласно исследованию, представленному на Конгрессе ESC 2019 и Всемирном конгрессе кардиологии. Результаты показывают, что здоровое поведение должно быть главным приоритетом для снижения сердечно-сосудистых заболеваний даже у тех, у кого в семье есть раннее заболевание сердца и сосудов.

«Генетика вносит важный вклад в преждевременную сердечную недостаточность, но ее не следует использовать в качестве предлога, чтобы сказать, что она неизбежна», - сказал автор исследования д-р Жоао А. Соуза из больницы Фуншала (Португалия).

«В нашей клинической практике мы часто слышим, как молодые пациенты с преждевременными сердечными заболеваниями ищут объяснение в своей генетике/семейной истории болезни, - объясняет он. - Однако, когда мы смотрим на данные нашего исследования, оказывается, что эти молодые пациенты часто были курильщиками, физически неактивными, с высоким уровнем холестерина и высоким кровяным давлением - и все это можно изменить».

В исследование были включены 1075 пациентов в возрасте до 50 лет, из которых 555 имели ишемическую болезнь сердца (известную как преждевременная ИБС). Особые условия включали стабильную стенокардию, сердечный приступ и нестабильную стенокардию. Средний возраст составлял 45 лет, и 87% были мужчинами. Уровни факторов риска и генетика у пациентов сравнивались с контрольной группой из 520 здоровых добровольцев (средний возраст 44 года, 86% из них - мужчины). Пациенты и контрольные группы были отобраны из базы данных Genes in Madeira и Coronary Disease (GENEMACOR).

Были оценены пять модифицируемых факторов риска: отсутствие физической активности, курение, высокое кровяное давление, диабет и высокий уровень холестерина. Почти три четверти (73%) пациентов имели по крайней мере три из этих факторов риска по сравнению с 31% из контрольной группы. В обеих группах вероятность развития ИБС экспоненциально возрастала с каждым дополнительным фактором риска. Вероятность возникновения ИБС была в 3, 7 и 24 раза выше при наличии одного, двух и трех или более факторах риска соответственно.

Все участники прошли секвенирование генома. Эти данные были использованы для разработки генетической оценки риска, содержащей 33 варианта, которые, как считается, способствуют развитию ИБС или факторов риска, таких как высокое кровяное давление. Средний балл был выше у пациентов, чем у контрольной группы. Оценка была также независимым предиктором преждевременных ИБС. Тем не менее, вклад генетики в риск развития ИБС снизился, так как число модифицируемых факторов возросло.

Доктор Соуза сказал: «Полученные данные показывают, что генетика способствует развитию ИБС. Однако у пациентов с двумя или более изменяемыми факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний генетика играет менее решающую роль в развитии ИБС».

Он пришел к выводу: «Наше исследование предоставляет убедительные доказательства того, что люди с семейной историей преждевременных пороков сердца должны вести здоровый образ жизни, поскольку их плохое поведение может быть более серьезным фактором, способствующим развитию сердечных заболеваний, чем их генетика. Это означает, что нужно бросить курить, регулярно заниматься спортом, есть здоровую пищу, а также контролировать артериальное давление и уровень холестерина».

[Фото: Sergey Gerashchenko: ru.123rf.com]