Как образ жизни будущих отцов повлияет на жизнь их детей

Ученые выяснили, что окружающая среда влияет на процесс производства спермы и становится причиной врожденных дефектов и заболеваний.

За своим образом жизни должны следить не только будущие мамы, но и папы. Новое исследование, опубликованное в Science, говорит о том, что окружение и образ жизни мужчин задолго до того, как они становятся отцами, влияет на их детей и внуков.

Большинство подобных исследований сосредоточены на эпигенетических подписях, передающихся по материнской линии. Но материнский генетический материал составляет лишь половину генома ребенка. Новое исследование показывает, как манипулирование в эпигенетическом процессе во время производства спермы у мышей влияет на потомство в течение нескольких поколений.

Например, известно, что конкретные эпигенетические подписи в сперме были связаны с риском проявления аутизма у детей. Возраст отца во время зачатия ребенка также связан с эпигенетическими изменениями в сперме и предрасположенностью детей к определенным заболеваниям. Изменения наблюдались также у детей, рожденных после ЭКО, где отцовский генетический материал подразумевал дефекты. Кроме того, исследования с мышами показывают, что введение этанола самцам меняет эпигенетические подписи в мозге их потомства. Эти и другие исследования указывают на потенциал воздействия образа жизни отцов на здоровье детей.

В новом исследовании ученые из Университета Макгилл в Канаде использовали генную инженерию, чтобы изменить работу одного из гистоновых белков, который отвечает за производство спермы у мышей — KDM1A лизина 4 гистона деметилазы. Они показали, что изменение повлияло на здоровье и развитие потомства и, что эффект сохранялся на протяжении ряда поколений. Исследователи предполагают, что генетические вариации в специфических эпигенетических регуляторах (гистонов), которые они изучали, могут производить подобные эффекты у людей.

Также предполагается, что, если определенные факторы в среде человека нарушат этот же эпигенетический процесс во время производства спермы, это также может быть основной причиной врожденных дефектов и заболеваний. Разумеется, чтобы понять, как новое открытие относится к эпигенетическим наследованиям, нужно провести больше исследований, но прогресс уже в том, что мы понимаем, как этот процесс может работать. То, что мы делаем в жизни, может иметь последствия не только для нашего собственного здоровья, но и для здоровья наших детей и даже внуков.

образ жизни отцы эпигенетические подписи