С древних времен эти животные воспринимаются как символ власти и величия, мудрости и спокойствия, доброты и благополучия, осмотрительности и благоразумия. Не каждый человек может похвастаться набором таких качеств, а слоны могут. Вот только из-за деятельности человека слоны находятся на грани вымирания. 22 сентября во всем мире отмечают экологический праздник – День защиты слонов.

Проблема истребления

Почему слонов с каждым годом становится все меньше? Во-первых, в странах Африки по-прежнему процветает браконьерство. И это при том, что в некоторых из них убийство слона карается смертью. Однако слоновьи бивни до сих пор очень ценный товар на нелегальных рынках. Специалисты считают, что на браконьерство влияют два параметра: состояние азиатских рынков сбыта и уровень экономического/социального неблагополучия в регионах, соседствующих с ареалами обитания слонов. Как только властям удастся остановить спрос на слоновую кость, убийство этих животных резко сократится. Во-вторых, важно понимать, что вина лежит не только на браконьерах. Например, в Индии очень большое население, и люди постепенно расширяют территорию своего пребывания. Как следствие, происходит врубка древонасаждения. Слоны, вынужденные искать другие места обитания, уходят с привычных мест и умирают от голода.

Особенности вида

Слон – это очень редкое и совершенно безобидное животное. На Земле осталось всего три вида: африканские, саванные и лесные слоны. Обитают эти животные в Юго-Восточной Азии и Африке (в тропических лесах и саваннах). У них очень интересные физиологические особенности. Например, на ступнях слонов располагаются специальные жировые подушечки, которые увеличиваются под весом животного во время движения. За счет длинного хобота слон не только дышит, но и перемещает предметы. Хватательная функция дополняется способностью слона пить с помощью хобота и купаться в жаркую погоду: набирает воду и выливает ее себе в рот или поливает себя из хобота, прямо как в душе.

Большие уши даны слонам не случайно: в них расположены капилляры, поэтому эта часть тела отвечает у животных за терморегуляцию. Когда слоны машут ушами – они охлаждаются. Интересно, что африканские слоны, живущие в более жарком климате, чем индийские, обладают более крупными ушными раковинами.

Бивни, из-за которых слоны находятся под угрозой полного истребления, есть далеко не у каждой особи. Так, например, у африканских слонов бивни есть у обоих полов, а у индийских – только у самцов. Среди слонов распространена вынужденная мутация: слоны, не имеющие бивней, получили преимущество в размножении. На данный момент в Африке обитают более 700 особей с мутацией гена wnt10a. У них нет бивней и все они самки. Природа самостоятельно защищает этих животных от жестокости человека.

Интеллектуальные способности

Слоны – очень умные животные. Они обладают музыкальным слухом и музыкальной памятью, способны различать мелодии из трех нот. У них даже есть свои музыкальные предпочтения: предпочитают игру на скрипке и низкие звуки баса или рога. Слоны могут узнавать себя в зеркале, подобно некоторым обезьянам и дельфинам. Также способны использовать окружающие предметы как инструменты для достижения той или иной цели. Например, ветки деревьев как средство от мух и других надоедливых насекомых. Кстати, страх мышей – это распространенный миф о слонах.

Слоны очень любят общение. Они живут в группах из самок и детенышей, глава в такой семье – самая старая самка, так как она считается наиболее опытной и мудрой. Самцы живут отдельно, но тоже группами. Животные также способны отследить местонахождение своих сородичей и присоединиться к ним.

О том, могут ли слоны испытывать эмоции ученые спорят до сих пор, но точно известно, что они уделяют особое внимание умершим особям, совершая даже определенные ритуалы. Кроме того, животные обращают внимание на останки черепов и бивней своего вида.

Слоны – тактильные животные. Знаете, как здороваются слоны? Они поглаживают друг друга, соприкасаясь хоботами. Такие вот слоновьи объятия. Старшие особи могут наказывать младших ударами хобота, ног или толчками. Тактильный контакт особенно важен в общении мамы и детеныша. Во время движения мать постоянно дотрагивается до детёныша хоботом, ногами или хвостом. Если слоненок устал, он прижимается к передним ногам матери, а если проголодается, то даст знать так же с помощью прикосновений.

На сегодняшний день слоны занесены в Международную Красную книгу, им присвоен статус «вымирающего вида». Охота на этих животных строго запрещена.

Материал подготовлен по данным из открытых источников.

Фото на странице и на главной странице сайта: Richard Jacobs / Фотобанк Unsplash